Вторник, 23.04.2024, 12:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Политика
Разное

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №19 (746) 07.05-13.05.2010 » Разное

Резиновая коммуналка
Сегодня многие задают вопрос – можно ли сдержать рост жилищных тарифов? Отвечая на этот вопрос, следуют предложения – ввести социальную норму потребления коммунальных услуг. Интересно только, каким образом? Резкий рост квартплаты в январе текущего года вызвал резкий протест населения. Власти вынуждены были применить «режим ручного управления». Последовало предписание: ограничить увеличение тарифов общефедеральной планкой в 25% и не больше. Да разве это мало? Скорее всего, это говорит о том, что сам механизм отношений между гражданами, предприятиями ЖКХ и муниципальной властью нуждается в модернизации и настройке. Нынешняя сфера ЖКХ уникальна сочетанием высокой стоимости и низкого качества услуг с очень уязвимым положением потребителей России, которые не могут проконтролировать обоснованность тарифов. В период с 2001-го по 2008 год денежные доходы и потребительские расходы населения (без учета самых богатых) росли в среднем на 22%, при среднегодовом индексе потребительских цен 13%. Эта «вилка» позволила власти довольно безболезненно, без заметных проявлений недовольства граждан, поднимать стоимость услуг ЖКХ опережающими темпами, в среднем на 28% в год. Основными получателями выгоды при этом стали региональные и местные коммунальщики. Расходы на отопление, холодную и горячую воду и канализацию за первые пять лет выросли в 2,5 раза. При этом серьезных социальных осложнений удалось избежать. Но ситуация изменилась. Экономический кризис остановил рост доходов населения, но не умерил аппетита монополий. Региональные и местные власти, до того дотировавшие коммуналку и тем самым сдерживавшие рост тарифов, получили указание из центра – прекратить такие вливания, и были нацелены на поднятие платежей населения. Бездотационность работы коммунальных предприятий стала обязательным условием получения федерального финансирования реновации жилищного фонда. Населению вдалбливают в голову мысль о том, что основные фонды коммунальной отрасли крайне изношены, их надо срочно обновлять. При низкой рентабельности в отрасли иных источников, кроме как денег потребителей, на восстановление фондов нет. Но математика – наука упрямая, она поможет нам доказать обратное. Степень износа основных фондов в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, составлявшая в 2008 году 52,7%, мало отличается от того же показателя для добывающих отраслей (53,4%) и не столь уж сильно превосходит его для обрабатывающих производств (46,0%). Средняя рентабельность коммуналки в 2003-2008 годах составила 5,2%, рентабельность активов – 2,6%. Это весьма близко к аналогичным показателям в строительстве, автомобилестроении, розничной торговле, образовании и здравоохранении. При этом статистика говорит, что в 2009 году прибыль в ЖКХ, в отличие от перечисленных выше отраслей, увеличилась вдвое по сравнению с предыдущим годом. Значит, рентабельность выросла и теперь отрасль вполне может быть привлекательной для частных инвесторов. Что касается «тарифной дисциплины» регионов и муниципалитетов, то в Законе «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» есть прямые нормы, позволяющие регионам без согласования с федеральными стандартами тарифов превышать установленные предельные уровни тарифов на электроэнергию. С тепловой энергией еще проще, согласно ст.6 этого закона, превышение тарифов даже не надо обосновывать инвестиционной программой. Вот тарифы за прошлый год и выросли на 19,6%, потребительские цены при этом – на 8,8%. Получается, цены, установленные государством, растут в разы быстрее цен, сформированных рынком. Весь этот бюрократический механизм наживы должен быть изменен. Нужна конкретная программа действий. Прежде всего, необходимо на самом деле гарантировать получение жилищных компенсаций всем семьям с низким доходом. Поскольку компенсации платятся за счет бюджета, возможный рост таких выплат заставит местные власти трижды подумать, прежде чем поднимать тарифы. Причем будет справедливо, если для оформления компенсации гражданину достаточно будет подать в свою управляющую компанию заявление с указанием состава семьи и ее дохода и не мучаться сбором огромного количества справок. Надо завершить эпопею и с установкой счетчиков. Это прекратит манипуляции поставщиков тепла, воды и газа с нормами потребления и позволит дифференцировать тарифы в зависимости от потребления коммунальных услуг. Один тариф установить для социальной нормы потребления, а другой – на потребление сверх социального минимума. Именно плата за счет более высокого потребления и должна идти на инвестиционные потребности коммунальных предприятий. А пока что близится новое повышение тарифов и летнее отключение горячей воды на неустановленные сроки.
 
В. Васильев.
Категория: Разное | Добавил: STOMA (15.05.2010)
Просмотров: 332 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz