Понедельник, 24.09.2018, 14:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Политика
Экономика
Судьбы Людские
Разное

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 377

Начало » Статьи » №9 (632) 29.02-06.03.2008 » Экономика

На старых дрожжах экономика не вырастет
Как уже сообщалось, 21 февраля состоялось областное экономическое совещание, на котором были подведены основные итоги социально-экономического развития Владимирской области в 2007 году и определены задачи по совершенствованию работы органов государственной власти региона. С докладом, давшим немало пищи для размышлений, выступил губернатор Н.В.Виноградов.
 

Главное – качество жизни

Подводя итоги работы за прошлый год, он отметил, что стабильный рост темпов развития экономики позволил Владимирской области продвинуться вперёд по показателям, характеризующим уровень жизни населения. Реальные доходы населения в 2007 году выросли более чем на 12 процентов, среднедушевые – на 23,5 процента. Среднемесячная заработная плата увеличилась на 25,6 процента и составила 9,3 тысячи рублей. Удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума сократился на три процента и составил 21,9 процента.

Примечательно, что именно качество жизни людей в докладе губернатора стало главным критерием оценки состояния экономики области. А ей характерен устойчивый рост. Так, объём валового регионального продукта в 2007 году увеличился по сравнению с 1999 годом в полтора раза и впервые после начала реформ составил 136 миллиардов рублей. В 2–3,5 раза выросли объёмы промышленного производства, оборота розничной торговли, инвестиций в основной капитал, внешнеторгового оборота. В 11 раз увеличился объём иностранных инвестиций.

Обнадёживает и то, что наша область заняла лидирующее положение в Центральном федеральном округе по наращиванию объёмов строительных работ. Их прирост к 2006 году составил 40,8 процента при среднероссийском – 22,4 процента. В эксплуатацию только за один год введено 1700 объектов промышленного, сельскохозяйственного, жилищного и социально-культурного назначения. Сдано 376 тысяч квадратных метров нового жилья. Прирост к 2006 году составил 10 процентов. Разработаны и утверждены генеральные планы развития территорий, на которых проживает более 50 процентов населения области и выполняется около 80 процентов объёмов капитального строительства. Объём инвестиций на развитие строительной индустрии региона в 2007 году превысил 2 миллиарда рублей. Сданы в эксплуатацию семь предприятий по выпуску строительных материалов и конструкций.

Нужны новые подходы

Словом, цифры и факты говорят, что область покончила с кризисными явлениями, прочно встала на путь устойчивого социально-экономического развития и за последние 11 лет добилась существенных результатов в деле возрождения региональной экономики. Однако губернатор Н.В.Виноградов предостерёг руководителей предприятий и организаций, органов государственной власти и местного самоуправления от эйфории и самолюбования.

– Ситуация, когда экономика росла сама по себе, что называется, на старых дрожжах, закончилась, – подчеркнул он. – Дальнейший рост невозможен без серьёзных изменений, затрагивающих, в первую очередь, проблемы эффективного управления как в бизнесе, так и в системе государственных и муниципальных органов власти. Первоочередную задачу вижу в изменении и совершенствовании структуры управления администрацией области… Нужны новые подходы, мы должны придать работе органов власти больше динамизма и эффективности.

Вопрос о компетентности, профессионализме и эффективности властных структур всех уровней стоял остро и в прежние годы, но сейчас он вышел на первый план, поскольку властям приходится решать качественно новые, более масштабные и сложные задачи, связанные с социально-экономическим развитием территорий, их управлением. А тут, как говорится, ещё и конь не валялся. Скажем, ещё несколько лет назад практически из всех городов и районов области раздавались стенания по поводу острейшей нехватки бюджетных средств на решение даже неотложных задач, не говоря уже о среднесрочных и долгосрочных. Именно их отсутствием руководители муниципальных образований объясняли то, что многие проблемы социально- экономического развития городов и районов не решаются годами. А что мы видим теперь? Оказывается, одной из основных проблем управления территориями стала неравномерность освоения бюджетных средств, выделенных отраслям экономики и органам местного самоуправления. Свыше 40 процентов расходных обязательств приходится на четвёртый квартал. Из года в год растут остатки неиспользованных средств по федеральным и областным программам, а проблемы не решаются. Другими словами, руководители некоторых муниципальных образований уподобляются тому горе – сапожнику, который ходит в дырявых башмаках, хотя у него под рукой есть всё необходимое, чтобы отремонтировать их.

Причины порочного явления известны. Это, как заметил губернатор, – отсутствие проектно-сметной документации на возведение и реконструкцию тех или иных объектов и чёткого планирования размещения государственного и муниципального заказа. О какой эффективности местной власти тут можно говорить?! Неудивительно поэтому, что областная администрация намерена принять жёсткие меры по укреплению финансовой дисциплины. К примеру, не будут рассматриваться предложения и просьбы юридических лиц, в том числе органов местного самоуправления, о выделении дополнительных бюджетных средств, если у них остаются неиспользованные деньги.

«Дырочка от бублика» для нерадивых

А вот пример из многострадальной жилищно-коммунальной сферы. Ещё в 2006 году перед организациями ЖКХ была поставлена задача – разработать конкретные программы развития. Их руководителям было чётко сказано: без экономически обоснованных программ невозможно финансирование коммунальщиков из областного бюджета. А что в итоге? На 2008 год такие программы разработали и утвердили лишь организации ЖКХ Владимира, Радужного и Кольчугинского района. Стало быть, только они и могут рассчитывать на финансовую помощь областной администрации. Жители обветшавших домов в остальных городах и районах получат «дырочку от бублика» и благодарить за это должны своих нерадивых начальников.

Между тем из доклада губернатора Н.В.Виноградова следует, что на реформирование жилищно-коммунального хозяйства из областного бюджета выделяются значительные финансовые ресурсы. А из федерального бюджета на эти цели в текущем году будет направлен почти один миллиард рублей. Однако получить необходимые средства смогут собственники жилья или управляющие компании только Владимира, Гусь-Хрустального и Вязников, так как только они пока соответствуют требованиям по реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Предусмотрено, в частности, создание товариществ собственников жилья, развитие государственно-частного партнёрства, определение собственников земельных участков и софинансирование совместных мероприятий.

Об актуальности темы повышения эффективности управленческой деятельности, поднятой губернатором, можно судить и по масштабности задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления. К 2015 году, к примеру, строительство жилья в нашей области должно увеличиться в 2,5 раза, а каждый год планируется сдавать по 900 тысяч квадратных метров. Но для этого уже к 2010 году необходимо закончить разработку схем территориального планирования и муниципальных образований, в ближайшие пять лет выделить под застройку жилых домов земельные участки площадью 1,8 тысячи гектаров. Именно на этой территории будет построено около 6 миллионов квадратных метров жилья. В течение ближайших 8 лет на строительство социального жилья только из областного бюджета будет направлено около 4 миллиардов рублей. Предстоит распространить систему ипотечного кредитования на все муниципальные образования, увеличить его объём до 4 миллиардов рублей к 2010 году. В текущем году будет продолжено строительство с вводом в эксплуатацию в 2009 году новых предприятий по выпуску изделий для быстровозводимого малоэтажного жилья мощностью 700 тысяч квадратных метров в год. В течение ближайших полутора лет планируется завершить реконструкцию производств по выпуску конструкций для многоэтажных жилых домов мощностью 85 тысяч квадратных метров жилья в год в городах Гусь-Хрустальный и Вязники, закончить модернизацию производства на Ковровском заводе силикатного кирпича по выпуску теплоэффективных газобетонных блоков для строительства 100 тысяч квадратных метров жилья. Это позволит в два раза превысить мощности по выпуску блоков и конструкций для сборного домостроения, которыми область располагала до реформ.

Но очевидно и то, что громадьё этих планов может быть полностью выполнено только в том случае, если органы государственной власти и местного самоуправления и их руководители смогут быстро перестроиться на ходу, освоить более эффективные методы управления, реализовать свой недюжинный творческий потенциал и административный ресурс. Хотелось бы, чтобы было так. Ведь надо же когда-нибудь закрывать этот проклятый квартирный вопрос.

Снова очередь в детский сад

Между тем Н.В.Виноградов поднял в своём выступлении ещё один вопрос, который задел за живое всех присутствовавших в зале. Он подчеркнул, что комплексный подход к решению демографической проблемы, сформулированный в ряде областных целевых программ, позволяет рассчитывать на повышение уровня рождаемости к 2010 году до 11 детей на 1000 жителей области и значительное снижение детской смертности. Но готовы ли органы государственной власти и особенно местного самоуправления к значительному приросту населения региона за счёт новых юных граждан, смогут ли они окружить их заботой и вниманием? Вопросы не праздные, если учесть, что уже сегодня в области насчитывается более 8 тысяч детей, не имеющих возможности посещать детские сады и ясли из-за отсутствия в них мест.

Одна из причин их нехватки в том, что органы местного самоуправления не выполняют свои обязательства по созданию сети дошкольных учреждений, говорится в докладе губернатора. Кроме того, считает он, необходимо активизировать работу по возврату в систему образования детских садов, отданных в аренду различным конторам и организациям теми же местными властями. Есть и такой путь решения обостряющейся проблемы: при закладке новых жилых микрорайонов в обязательном порядке предусматривать строительство образовательных, в том числе дошкольных учреждений. Короче говоря, и тут своё веское слово должны сказать органы местного самоуправления, в своё время допустившие разбазаривание важнейших объектов социального назначения. К сожалению, пока нет ни слова, ни дела, а очереди в детские сады тем временем продолжают расти.

И последнее. В настоящее время в различных отраслях реальной экономики Владимирской области действуют более 80 новых компаний, имеющих современную техническую и технологическую базу. Там занято лишь три процента от общего числа работающих в регионе, но на их долю приходится третья часть объёмов промышленного производства. Это говорит о том, что даже в пределах одного региона пока сосуществуют две индустриальные цивилизации, имеющие десятикратную разницу в производительности труда. Вывод напрашивается простой: необходимо сохранить набранные темпы прироста инвестиций, включить в этот процесс наиболее депрессивные предприятия и ускорить обновление технической и технологической базы экономики области. Именно этот путь предстоит ей пройти в ближайшие годы.

Ю.Луговой.

Категория: Экономика | Добавил: admin (03.03.2008)
Просмотров: 254 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz