Понедельник, 24.09.2018, 02:30
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Политика
Новости
Разное
Судьбы людские

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 377

Начало » Статьи » №35 (658) 29.08-04.09.2008 » Разное

Кто спасет нас от «черных» фармацевтов?

По мнению экспертов, оборот фальшивых медицинских препаратов в России продолжает расти. Однако истинные масштабы национального бедствия никто определить не может. По одним данным, объем контрафактных лекарств на рынке страны колеблется от 0,1 до 12 процентов, а наиболее осведомленные центральные СМИ называют другие цифры – от 20 до 50 процентов. Разнобой очевиден, но ясно одно: поддельные и бракованные препараты в аптеки, в том числе владимирские, поступают беспрепятственно, и нет никакой уверенности, что каждый из нас рано или поздно не нарвется на них или уже не нарвался, не подозревая об этом.

Кто должен обезопасить население области от фальшивых и забракованных лекарств? Как на практике осуществляется контроль их качества?

Ответы на эти вопросы попытался найти наш корреспондент.
 
До недавнего времени государственные функции по лицензированию фармацевтической деятельности предприятий и организаций, а также деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, за исключением федеральных учреждений здравоохранения, осуществляло территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор) по Владимирской области. Однако после вступления в силу закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ с 1 января 2008 года функции по лицензированию предприятий и организаций, занимающихся в том числе фармацевтической деятельностью, возложены на региональные органы управления здравоохранением – в нашем случае департамент здравоохранения областной администрации. Отныне только он может выдавать юридическим лицам лицензии на фармацевтическую деятельность и через арбитражный суд лишать их этого права, если в ходе плановых или внезапных проверок обнаружится, что они нарушают лицензионные требования, то есть торгуют забракованными и фальсифицированными медицинскими препаратами.

Но вот что кажется странным: с тех пор, как Москва передала департаменту здравоохранения новые полномочия и возложила на него дополнительные обязанности, прошло восемь месяцев, а широкой общественности ничего не известно хотя бы о первых результатах работы его служб по выявлению недоброкачественных лекарств. Впрочем, большинство налогоплательщиков вряд ли догадывается о самом существовании такой службы при названном департаменте, поскольку информация о ее работе в местные СМИ практически не попадает.

Не увенчалась успехом и попытка нашей газеты устранить этот пробел. В лицензионном отделе департамента здравоохранения, с которым мы связались по телефону, под разными предлогами, по сути дела, отказались отвечать даже на такие безобидные вопросы: сколько субъектов обращения лекарственных средств, а проще говоря, аптек, аптечных пунктов и киосков, зарегистрировано на территории нашей области; лишилось ли за это время хоть одно юридическое лицо права на фармацевтическую деятельность за нарушение лицензионных требований и условий. Никаких сведений не удалось получить и в отделе лекарственного обеспечения этого ведомства.

Между тем гласность в борьбе с производством и оборотом поддельных медицинских препаратов играет далеко не последнюю роль. И это, судя по всему, очень хорошо понимают в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Чуть ли не ежедневно на ее официальном сайте в Интернете размещаются новые сведения о лекарствах, подлежащих изъятию из продажи. Так, 19 августа текущего года она сообщила, что производитель ОАО «Фармстандарт – Томскхимфарм» принял решение об отзыве таблеток «Метронидазол» (антибиотик широкого спектра действия) №20, более 20 серий. «Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития предлагает субъектам обращения лекарственных средств провести проверку наличия указанных серий лекарственного средства и представить в территориальный орган Росздравнадзора документально подтвержденную информацию об изъятии его из обращения», - говорится в письме. Обнаружив эту информацию в Интернете 21 августа, мы отправились в аптеки областного центра, чтобы сделать так называемые контрольные закупки. Но не тут-то было! Побывав в пяти торговых точках, мы не нашли в продаже таблетки этих серий. Однако не факт, что они, как предлагал Росздравнадзор, были добросовестно изъяты из обращения в тот же день, когда на его сайте появилось названное уведомление. Заведующая одной из владимирских аптек (фамилию и имя просила не называть), не касаясь данного конкретного случая, пояснила: подобные письма поступают в аптечную сеть зачастую после того, как указанные в них партии лекарств сомнительного качества уже проданы. Ведь «черные» фармацевты тоже не дураки: подделывают, как правило, те медицинские препараты, которые пользуются большим спросом у населения. Но если бы такие уведомления в адрес субъектов обращения лекарственных средств поступали своевременно всегда, то и тогда не было бы никакой уверенности в том, что фальсифицированные или забракованные медицинские препараты не попадают в руки потребителей. Трудно представить, что при нынешнем глубочайшем кризисе нравственности в нашем обществе абсолютно все владельцы аптек и аптечных сетей в добровольном порядке в одночасье могут прекратить торговлю непригодными к использованию лекарствами, тем более дорогостоящими. Ведь это бизнес. А где пахнет большими деньгами, там таким высоким понятиям, как совесть, порядочность, сострадание ближнему места нет.

Кроме того, реализуя поддельные и забракованные лекарства через торговую сеть или припрятывая их до «лучших времен», предприниматели фактически ничем не рискуют: самое тяжелое наказание, которое они могут понести за грубейшее нарушение лицензионных требований и условий, - приостановление и лишение лицензии. Но и это сделать непросто. Недобросовестного бизнесмена сперва надо поймать за руку, доказать в арбитражном суде, что его действия были неправомерные и умышленные и т. д. А кому ловить-то? Судя по тому, как ревностно департамент здравоохранения оберегает от посторонних глаз информацию о состоянии фармацевтического рынка области, успехов на этом фронте у него не слишком много, а субъектов обращения лекарственных средств – хоть отбавляй. А ведь, по ориентировочным данным, их около 1200, а в каждую аптеку проверяющего не посадишь даже в дни тотальных проверок.

Что касается управления Росздравнадзора по Владимирской области, то после так называемых разграничений полномочий между центром и субъектами Федерации его собственные полномочия оказались «усеченными» практически до нуля. Стыдно сказать, но теперь сотрудники этого управления не имеют права даже составлять протоколы о грубейших нарушениях лицензионных требований, если таковые обнаруживаются при проверках, направлять соответствующие заявления в арбитражный суд о привлечении нерадивых владельцев аптек к административной ответственности. Дошло до того, что территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития не вправе обязать контрольно-аналитическую лабораторию при областном департаменте здравоохранения провести квалифицированный анализ лекарственных средств сомнительного происхождения и свойства, а может только рекомендовать сделать это. Удручает и такой факт: в штатном расписании управления Росздравнадзора предусмотрена только одна ставка для специалиста, в обязанности которого, наряду с другими функциями, входит и контроль фармацевтической деятельности учреждений, организаций и торговых предприятий. Один специалист на всю область! А если учесть, что наказание за производство, хранение и распространение фальсифицированных лекарств возможно только через применение отдельных статей Уголовного кодекса, «напрямую» об этом не говорящих, станет понятно, почему фармацевтический рынок наводнен поддельными лекарствами.

Очевидно и то, что попытки некоторых федеральных ведомств возложить всю ответственность за распространение фальшивок на плечи рядовых работников аптек имеют лишь косвенное отношение к реальной борьбе с этим злом. Все лекарства, в том числе фальшивые, поставляются в аптеки вместе с сопроводительными документами с крупнооптовых аптечных складов, а последние, в свою очередь, получают их от производителей. Что же мешает контролирующим и правоохранительным органам при выявлении поддельных медицинских препаратов «раскрутить» всю цепочку и призвать к ответственности истинных баронов «черного» фармацевтического бизнеса? Об этом приходится только гадать.

Ю.Луговой.

Категория: Разное | Добавил: Lion (28.08.2008)
Просмотров: 132 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz