Современное положение в экономике России не оставляет никого равнодушным. За годы «реформ» наша страна превратилась в территорию сплошного национального бедствия. Идя навстречу пожеланиям своих западных покровителей и советчиков, режим стремительно превращает Россию в поставщика природных ресурсов. Доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте составляет около 7% (критический уровень – 40%); доля высокотехнологичной продукции в экспорте – около 1% (критический показатель – 10–15%). Из России вывозится более 90% производимого алюминия, меди, олова, 2/3 цинка, более 50% нефти и газа. Это уже закрепило колониально-сырьевую ориентацию экономики нашей страны и безнадежное технологическое ее отставание. Обладая уникальными богатствами (50% мировых запасов черноземов, 52% – хвойных лесов, 32% – пресной воды, существенными запасами нефти, газа и других ископаемых), мы потеряли одно из ведущих мест в ранге мировых супердержав. По индексу развития человеческого потенциала наша страна занимает лишь 60–70 места в мире, по продолжительности жизни – 157 место; даже по образованию Россия опустилась на 30-ю позицию. Отрасли, где воспроизводится человеческий капитал и генерируется интеллектуальный потенциал страны, явно не соответствуют вызовам времени. В этих обстоятельствах, углубляемых демографическим кризисом и ухудшением среды обитания человека, необходима внятная политика в отношении всей социальной сферы в целом, а в особенности – в тех гуманитарных секторах экономики, которые определяют условия жизни людей.
На наш взгляд, единственный курс экономической политики, способный объединить и хозяйственные, и другие национальные интересы, заключается в том, чтобы зафиксировать потребности страны, определить цели, сформулировать задачи и выполнять их, соблюдая собственные интересы. Чтобы достичь успеха, нужно честно и непредвзято определить состояние наших важнейших социально-экономических сфер, найти наиболее перспективные направления, позволяющие России выйти на передовые позиции в мире и одновременно осуществить меры, дающие верный и быстрый доход на период освоения инноваций, сопоставить их с имеющимися финансовыми и иными ресурсами, бросить все силы государства на достижение поставленных целей.
К сожалению, последние 8 лет высшее руководство занималось глобальным переустройством страны, но не в плане социально-экономического развития, а в плане политического устройства, удовлетворяющего потребностям партии «Единая Россия» для закрепления во власти. По существу, был упразднен Совет Федерации, как независимый орган. Введен семипроцентный барьер для прохождения в Думу, отменены выборы по одномандатным округам. Многие федеральные полномочия были сброшены в регионы. Местное самоуправление практически отделили от государства. Начали продавать землю, воду и леса. Упразднили льготы. Банкротство стало осуществляться в автоматическом режиме. Продолжалось разоружение армии, политическая арена страны украсилась законами об «экстремизме» и «терроризме». На фоне нищеты большинства населения «лишних» денег в стране, законсервированных в золотовалютных резервах и в Стабилизационном фонде, на 1 августа 2008 года насчитывается почти 1 триллион долларов. На начало 2008 года 100 самых богатых россиян имели состояние равное 520 млрд. долларов, что составляет около 49% ВВП страны. Дифференциация доходов населения между 10% самых богатых и 10% самых бедных составляет по официальным данным, 15–25 раз, а по неофициальным – 100 раз. По данным официальной статистики, реальные доходы населения выросли в 2 раза. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 29% в 2000 году до 16% в 2007 году. Однако цены за это время выросли в 2,7 раза, потребительская корзина осталась почти неизменной, а прожиточный минимум занижен в 2 раза. По существу, население перешло на хлеб и картофель.