Понедельник, 29.04.2024, 16:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Политика
Экономика
Новости
Судьбы людские
Ровесник
Разное
Досуг

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №44 (667) 31.10-06.11.2008 » Судьбы людские

Комсомольские экскаваторы для БАМа и Вьетнама
Герман Ильин
В далеком 1951 году в одной из ковровских газет была опубликована заметка о том, что молодые патриоты Ковровского экскаваторного завода выпустили сверхплановый комсомольский экскаватор, полностью собранный из сэкономленного металла. Эту замечательную машину город отправил в качестве трудового подарка строителям Куйбышевской гидроэлектростанции. Всего же на ударных стройках страны работало 12 экскаваторов «Комсомолец», выпущенных во внеурочное время комсомольцами и молодежью этого предприятия. А одна такая машина была отправлена даже в далекий Вьетнам. Среди организаторов и активных участников субботников по сбору средств на комсомольские экскаваторы и их выпуску был член комитета ВЛКСМ экскаваторного завода, член бюро Ковровского горкома комсомола Герман Ильин.
 
Люди старшего поколения никогда не забудут культовый фильм второй половины ХХ века «Весна на Заречной улице» и легендарную песню «Когда весна придет, не знаю», написанную к нему нашим знаменитым земляком поэтом-песенником А.Фатьяновым. Особенно дороги ветеранам такие строчки:

Я не хочу судьбу иную.

Мне ни на что не променять

Ту заводскую проходную,

Что в люди вывела меня.

Можно с полным основанием утверждать, что точно такая же заводская проходная «вывела в люди» и нашего героя Г.С. Ильина. Верно и то, что путевку в жизнь ему дал комсомол.

Биография Германа Сергеевича типична для людей его поколения. Родился в 1927 году в Коврове в семье служащих. Как и многие его сверстники, учился в железнодорожной школе, потом в техникуме. В 1944 году добровольцем пошел служить в Советскую Армию. В 1949 году демобилизовался, вернулся домой и поступил на работу на Ковровский экскаваторный завод. Как дипломированного специалиста, его сначала назначили контролером ОТК, затем инженером-плановиком механического цеха, позже начальником участка. Инициативного и общительного парня с военной выправкой быстро заметили и комсомольцы, избравшие его членом цехового бюро и заводского комитета комсомола, а потом и членом горкома ВЛКСМ. Так Герман Сергеевич на долгие годы связал свою судьбу с комсомолом, чем гордится по сей день.

А гордиться есть чем. Возьмем те же экскаваторы, которые молодежь по решению заводского комитета ВЛКСМ выпускала во внеурочное время, не требуя за это никакой платы. Первый из них, как уже отмечалось, был выпущен в 1951 году. Примечательно, что инициативу сборщиков тогда с большим энтузиазмом поддержали молодые рабочие механического, сталелитейного и других цехов предприятия. Важно и то, что эта, казалось бы, локальная акция по выпуску внеплановой комсомольской машины переросла в массовое движение за ритмичную работу завода, досрочное выполнение годовых государственных заданий, которое быстро окрепло и продолжалось почти до конца 80-х годов.

Молодым людям, родившимся в годы, когда в России началась реставрация капитализма, причем в самой уродливой его форме, и насаждался культ «желтого тельца», многое из того, что вдохновляло комсомольцев советских времен, увы, кажется непонятным и даже невероятным. Скажем, в ходе комсомольско-молодежных субботников, посвященных XXV съезду КПСС, молодые ковровские экскаваторостроители безвозмездно отработали в цехах родного предприятия во внеурочное время 3500 нормо-часов. Все это время юноши и девушки занимались не каким-то второстепенным делом, а выпуском экскаваторов «Комсомолец» для Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Энтузиасты трудились под девизом: «Гидравлическому экскаватору – комсомольскую гарантию». Никто, разумеется, не обязывал комсомольцев участвовать в субботниках, но большинство из них считало за честь прийти на завод в нерабочее время, чтобы внести свою лепту в сборку бамовских экскаваторов и таким образом почувствовать себя причастным к грандиозной стройке того времени. Впрочем, не только к великим стройкам советских пятилеток. В 1958-59 годы по решению комитета ВЛКСМ на экскаваторном заводе создавались комсомольско-молодежные отряды, которые направлялись на целину для уборки урожая. Чувство причастности к великим делам было настолько сильным, что даже в 1985 году, когда на дворе запахло так называемой перестройкой и кооперативами, молодые рабочие и инженерно-технические работники Ковровского завода собрали деньги на выпуск уже двадцатого комсомольского экскаватора. Он, как и его предшественники, сошел с конвейера точно по графику.

А вот еще одна деталь, которую вряд ли смогут «переварить» нынешние «охотники» за цветными и черными металлами. В 1952 году во время только одного субботника, проходившего в течение четырех часов, молодежь Ковровского экскаваторного завода собрала 50 тонн металлолома и отправила его на пункт приема вторсырья, не взяв за него ни копейки.

Трудно найти хоть одну сферу жизни и деятельности некогда известного в Советском Союзе и далеко за его пределами завода, в которой бы ни участвовали комсомольцы. В начале 50-х годов, например, на этом предприятии был создан первый в Коврове и Владимирской области контрольно-комсомольский пост, возглавляемый членом заводского комитета ВЛКСМ Г.Ильиным. Ребята взяли под особый контроль цеха и участки предприятия, которые срывали график поставки узлов и деталей для экскаваторов. Происходило это, как правило, из-за низкой организации труда, по другим объективным и субъективным причинам. Комсомольцы начали дотошно вникать в них, поднимать острые вопросы в экстренных выпусках стенгазеты «Молния», на производственных планерках – и дело поправилось. Следует заметить, что контрольно-комсомольский пост был прообразом «Комсомольского прожектора», который позже для борьбы со всякого рода недостатками взяли на вооружение почти все комсомольские организации страны.

Также по решению комитета комсомола завода молодые активисты начали проводить регулярные рейды под девизом: «За культуру в цехах». Любопытно, что на участках, где с этой самой культурой возникали серьезные проблемы, «прожектористы» устанавливали макет хрюши, вырезанный из фанеры. Рассказывают, что такая неординарная мера действовала на неряшливых работников намного сильнее, чем разносы начальства.

В те же далекие 50-е годы в механическом цехе экскаваторного завода появился первый комсомольско-молодежный участок, где под руководством опытных наставников работали в основном так называемые трудные подростки.

– Со временем под благотворным влиянием трудового коллектива многие из них стали хорошими рабочими и вполне законопослушными членами общества. Потом они пошли служить в армию, некоторые поступили в военные училища и, став офицерами, с большой благодарностью вспоминали о нашем заводе и местных комсомольцах, которые первыми протянули им руку дружбы и помощи, – рассказывает Г.С.Ильин.

И совсем неудивительно то, что в 1973 году комсомольская организация Ковровского экскаваторного завода была награждена Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за успехи в коммунистическом воспитании молодежи. В те времена такой чести удостаивались далеко не все комсомольские организации.

Что касается самого Германа Сергеевича, то он «дорос» до председателя обкома профсоюзов работников машиностроения и приборостроения, а затем и председателя Совета по кинообслуживанию Владимирской области. С последней должности Г.С.Ильин ушел на пенсию. Вот уже много лет он живет во Владимире, но память то и дело возвращает Германа Сергеевича в родной рабочий Ковров, где прошла его беспокойная комсомольская юность.

Ю.Луговой.

Категория: Судьбы людские | Добавил: Lion (30.10.2008)
Просмотров: 452 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz