Четверг, 20.09.2018, 03:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Политика
Экономика
Новости
Судьбы людские
Ровесник
Разное
Досуг

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 376

Начало » Статьи » №44 (667) 31.10-06.11.2008 » Разное

С чего начинается Родина?
Вот так сегодня выглядит ленинская стела на ул. 10 лет Октября в г. Владимире.
В настоящее время усилился интерес к историческому прошлому г. Владимира. Развивается и становится все более известным Владимиро-Суздальский музей-заповедник, строятся храмы, археологические раскопки стали привычной картиной, проводится конкурс «Знай и люби родной Владимир». Отрадным явлением стал выпуск «Дневника владимирского школьника», дающего довольно полное представление о знаменитых владимирцах и некоторых известных памятниках архитектуры и живописи. И в то же время у нас наблюдаются более чем негативные тенденции.
 
В советские годы в истории Владимира выделяли 2 центра: великокняжеский период и социалистический период, включая в него и, так сказать, «подготовительный этап» по его строительству, т.е. с середины XIX века. Распад СССР имел для краеведения, а значит, и патриотизма (регионально-патриотического, на уровне любви к родному краю) больше негативных последствий, чем положительных. Во-первых, краеведение стало делом немногих интересующихся. Во-вторых (и это в какой-то мере причина «во-первых»), из истории Владимирского края «исчезли» XIX–XX века (на этом мы и заакцентируем свое внимание). Причина более чем банальна: все, что имеет революционно-социалистическую окраску, позором заклеймили и вычеркнули, но, разрушив, ничего не сотворили взамен. Образовался вакуум.

Гордимся мы только великокняжеским периодом. Похвально. Но это однобокий подход, а любая однобокость никогда и ни к чему хорошему не приводила. Почему-то мы хотим видеть себя только столицей (думаю, психологи могли бы заинтересоваться этой амбициозностью). А ведь «провинциальный» этап истории принес нашему городу намного больше славных страниц. У нас жили А.С.Грибоедов и И.С. Шмелев, К.Бальмонт и В.Шукшин, отбывал ссылку А.Н. Герцен, родился диктор Левитан. Многие ли владимирцы знают об этом? Насколько я понимаю, это коммерческий подход: для туристов Владимир – это белокаменное зодчество и столица Древней Руси; туристы – это деньги для нашего бюджета; следовательно, все для туристов. Но что нам важнее: деньги и прибыль или молодое поколение, воспитанное в лучших традициях патриотизма? Мы строим будущее без опоры на прошлое. Для многих то, чем гордились еще так недавно, стало пустым звуком. Много ли найдется городов, где стелы (я имею в виду ту, что расположена около Центрального рынка и посвящена приезду В.И.Ленина во Владимир в 1893 году) находятся в полуразрушенном состоянии?! После этого можно и не говорить о ежегодном исчезновении мемориальных досок с улиц нашего города. Исчезла доска с корпуса №2 ВГПУ (у Золотых ворот), извещавшая о том, что в этом здании в годы ВОВ был госпиталь; с конца 80-х годов нет доски на доме Герцена (Б.Московская,4), не известна судьба досок с домов по улицам Садовой и Старо-Гончарной; в 2005 году список пополнился – Федосеева, 3, летом 2006-го – Воровского,1. На пл. Ленина торговый павильончик (раньше он был продуктовый, сейчас – цветочный) укрыл от глаз людских мемориальную доску про Токарева. Неужели нельзя было ее перевесить? Закон о сохранении исторического наследия у нас не действует? Или для него все это мелочи, недостойные внимания?

Недавно во Владимире установили памятник Владимиру Красное Солнышко, теперь планируют увековечить еще пару-тройку князей. А какой эффект от этой помпезности? Не лучше ли начать с более простого, традиционного, но действительно нужного – установки мемориальных досок? Сначала увековечить память Грибоедова, Герцена, Шмелева, диктора Левитана, Шукшина. Это не все. Бывая в Москве, не раз видел на зданиях таблички: «На этом месте была (такая-то) церковь, построенная в (…), снесенная в (…)» и т.д. Переместимся во Владимир – да у нас каждая вторая церковь снесена! Неужели нельзя и у нас сотворить нечто подобное? Причем лучше сделать фотокерамические таблички, с изображениями церквей, что поможет воссоздать вид Владимира столетней давности. Это же пожелание можно отнести и к табличкам на дома исторических личностей – будем «знать своих героев в лицо». Не была бы лишней доска в районе площади Фрунзе, на доме № 50 по улице Б.Нижегородской – извещающая, что на том месте в XII–XIII вв. находились Серебряные ворота, памятник белокаменного зодчества, к несчастью, утраченный навсегда. Или можно бы на месте разрушенных в советские годы церквей построить часовенки – чем не вариант?

Уникальнее (и ужаснее!) всего то, что во Владимире нет музея ХХ века. Была в советские годы экспозиция «Владимир в годы развитого социализма», так ее закрыли (не иначе из идеологических соображений). Всю! Нет, конечно, стремление к объективизации истории похвально, но меру все же надо знать. Неужели нельзя было просто убрать отдельные «острые углы». Пока мы ищем «правду», она превратится в «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Для современного школьника дореволюционный Владимир – это нечто очень далекое, история же Владимира после революции покрыта тайной мрака. Сейчас мы, сходив на экспозицию «Старый Владимир», можем узнать, каким был город при наших прадедах (а для некоторых уже и прапрадедах). Но это не создает чувство единения с родным городом: с таким же успехом мы можем глядеть и на европейские дворцы. Надо показать, каким наш город был и при наших дедах, родителях, наконец, при нас самих, т.е. показать историю в развитии, преемственность эпох. Советская эпоха – это и революция 1917 г. (как устанавливалась советская власть у нас?), и Гражданская война (восстания во Владимирской губернии, настроения жителей и т.д.), индустриализация (гимн владимирцам!), коллективизация, урбанизация (рост Владимира и других городов нашего края), Великая Отечественная война (госпиталя, военнопленные, прифронтовая жизнь, самоотверженный труд горожан) и т.д. Архитектура, строительство, транспорт, промышленность, изменения границ города – список можно еще долго продолжать. Музей ХХ века просто необходим!

Все это, возможно, даст толчок преподаванию краеведения в школе на более качественном уровне, что действительно будет вскармливать патриотов земли Владимирской. Сейчас (и думаю, большинство со мной согласится) в школах краеведения как такового нет. На уроках литературы ограничиваются В.Солоухиным и С.Никитиным (и то, если остается время в конце 11 класса), а на уроках истории краеведческий материал (и это в лучшем случае) иллюстрирует историю России («и у нас было собрание, вот в этом здании»). А как же самобытность? Краеведение не может быть бесплатным «приложением» к чему-либо, ибо так патриота (и в первую очередь патриота малой Родины) не воспитать! У А.И.Герцена в книге «Былое и думы» страницы, посвященные жизни во Владимире-на-Клязьме, одни из самых светлых – но его даже не изучают в школе! И.С.Шмелев, будучи очень религиозным человеком (что и отразилось в его произведениях), сознательно выбрал Владимир для жительства (1901–1908 гг.) как духовный центр – кто об этом знает? Уроженец Владимира диктор Ю.Левитан известен всей России – и какое место ему отводится в экспозиции, размещенной в Золотых воротах? То же самое можно сказать и об известейших исторических деятелях – владимирцах XIX века, которые как-то обойдены стороной при создании экспозиции «Старый Владимир» в Водонапорной башне.

Кроме того, надеюсь, что в ближайшем будущем наконец-то сделают подсветку Георгиевской, Спасской и Никольской церквей, а также Водонапорной башни, что придало бы неповторимость виду, открывающемуся со смотровой площадки в парке Пушкина ночью. Для придания же исторического колорита виду днем было бы не лишним продление Козлова вала в сторону моста через Клязьму, т.е. воссоздание земляного вала на пересечении улиц Владимирский спуск и Николо-Галейская. Во многих исторических городах крепостные валы окружены водой. В последнее время во Владимире появилось несколько фонтанов. А почему бы не создать перед Козловым валом (на отрезке между Золотыми воротами и Водонапорной башней) искусственный водоем, стилизованный под ров. А в связи со строительством Лыбедской магистрали можно бы и речку Лыбедь вынуть из коллектора да сделать ее пополноводней.

В деле воссоздания исторической атмосферы немалую роль играют топонимы. Сегодня возвращение исконных названий улицам сошло на нет. В свое время в нашем городе произошел любопытный случай: в 1933 году ул. Стрелецкая стала улицей Сталина, а в 1936 году ей вернули прежнее название; причина – улица не была достойна носить имя такого человека. Пример очень поучителен для нас. Сравним, гения М.В.Ломоносова знают все. Во Владимире есть ул. Ломоносова. Но многие ли знают, где она находится, эта маленькая, тихая улочка? По-моему, наши дореволюционные предки были мудрее, назвав ее Малой Сретенской. Я не призываю возвращать на карту нашего города всякие Щемиловки да Грабиловки, но считаю, что давно пора вернуть прежние имена таким улицам, как М.Сретенская, Солдатская (ныне МЮДа) и другие, не известно, в честь кого и чего «профамилиеные» и «разаббревиатурированные».

При этом хотелось бы обратить внимание на один исключительный случай. Как известно, Дом-музей Столетовых находится на улице Столетовых, а до революции она называлась Рождественским переулком. Исключительность ситуации в том, что оба названия очень удачны и достойны сохранения. Пример разрешения подобной дилеммы я встречал в г. Шуе Ивановской области: там под табличкой с современным названием улицы прикреплена вторая табличка (другого цвета) с надписью: «Бывшая улица (такая-то)». Пример, достойный подражания. Ведь топонимы, как ничто другое, отражают самобытность прежнего Владимира и особенности мировосприятия, миропонимания владимирцев тех лет.
 
Думающий владимирец.
Категория: Разное | Добавил: Lion (30.10.2008)
Просмотров: 191 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz