Суббота, 22.09.2018, 07:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Политика

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 377

Начало » Статьи » Спецвыпуск За правое дело (апрель 2010) » Политика

«Модернизация и образовательная политика»
Уважаемые товарищи! Начну с того, что современная программа модернизации «партии власти» третья по счету в постсоветский период, причем первые две благополучно провалены. Сначала, извините за выражение, «реформаторы ельцинского призыва» выдвинули лозунг «возвращения в цивилизацию». Чем это кончилось, вы помните: даже В.Путин высказался о том, что крушение Советского Союза – это крупнейшая геополитическая катастрофа ХХ века. Это правда, но не вся, ибо таких катастроф было, как минимум, семь. Об экономической катастрофе здесь уже говорили. Но есть еще демографическая катастрофа. По прогнозу ООН, к 2050 г. нас может остаться 108 млн вместо 141 млн. Есть еще социальная катастрофа. Например, стипендии по отношению к прожиточному минимуму в современной России по отношению к Советскому Союзу упали: в вузе – в 4 раза; в техникуме – в 8 раз; в ПТУ – примерно в 11 раз. Детские пособия уменьшились приблизительно в 15 раз. И т.д. и т.д. Есть еще нравственная катастрофа. 55% российской молодежи заявили, что ради успеха готовы преступить все 10 заповедей и не пожалеть своего ближнего. Второй призыв в рамках программы модернизации – призыв В. Путина к удвоению ВВП в 2003 г. Кстати, когда мы должны были его удвоить? К 2010 г. Когда вы последний раз слышали этот призыв? На самом деле России показала рекорд падения ВВП среди стран «большой восьмерки», если не «двадцатки». Трехлетний бюджет исходит из того, что докризисный уровень мы достигнем, в лучшем случае, в конце 2012 г., затем довольно-таки медленные темпы развития нам прогнозируют до 2020 г. Одну из своих статей я закончил грустным перефразом детского стишка: «Ехали медведи на велосипеде, да совсем не в лад – передом назад!». Но главное заключается в том, что пока мы собирались удваивать ВВП, более продвинутые страны в лице ООН стали иначе оценивать критерии успехов той или иной страны: не по ВВП, а по ИРЧП (индексу развития человеческого потенциала). Если мы обратимся к этим показателям, то, по оценкам Фонда развития человеческого капитала при филиале Института развития образования, в советский период по человеческому капиталу мы входили, как минимум, в десятку (оптимисты говорят – в тройку); по предпоследнему докладу, мы находимся на 67-м месте; по последнему – 71-м. По показателям образования входили в тройку лучших; по предпоследнему докладу – номер 26; по последнему – 41. Вот вам блестящие итоги предыдущей модернизации! Между тем, ключевым параметром развития человеческого потенциала является образование. Сегодня новый молодой президент научился выговаривать не только «модернизация», но и слово «человеческий капитал», и слово «опережающее развитие». Однако рискну высказать прогноз, что и третью программу модернизации «партия власти» ждет та же участь, что и предыдущие. Почему? Ответ очень прост. Эта программа представляет собой имитацию или выставочный вариант. Помните историю, когда человек насмотрелся на рекламную акцию, где были вино, женщины и песни. Тогда черти его схватили и доставили в ад, на сковородку. «Почему»? – воскликнул несчастный. На что ему ответили: «Это была рекламная акция»! Так вот, если вы откроете программу «Наша новая школа» (а я на 70% готов подписаться под тем, что написано в этой программе, хотя есть и прямые нелепости), то нам, например, говорят, что в школу нужно больше привлекать людей без педагогического образования. Хорошо, что в хирурги не предлагают идти из фрезеровщиков, и просто удивительно, как еще не возникла новая специальность, которую М. Жванецкий называл «слесарь-гинеколог». Однако главное в другом: на всю программу «Наша новая школа» выделяется 15 млрд рублей. Те, кто регулярно подписывает мои поправки и вместе со мной их «озвучивает» при обсуждении бюджета в ГД, думаю, помнит, что 15 млрд рублей требуется только на учебники. Чтобы обеспечить скромное питание школьников, нужно 25 млрд из федерального бюджета и столько же – из бюджетов регионов. Для того чтобы реализовать программу «Безопасное образовательное учреждение», нужно примерно 12 млрд рублей на один Федеральный округ. Для того, чтобы поднять зарплату учителей, требуется приблизительно 270 млрд рублей. На 15 млрд можно создать несколько т.н. умных школ, но при этом закрыть множество сельских («простых») школ. Это пример попыток построения элитарной модели образования, но нам нужна совсем другая модель – эгалитарная, та, которая обеспечивает равные возможности в образовании. Провозгласили год Учителя – прекрасно. Однако уже второй год отказываются повышать зарплату учителю, а еще лишили сельского учителя коммунальных льгот и даже средства стимулирования лучших учителей в этом году сокращены в пять раз. Одна из руководителей регионального Министерства образования сказала: «Год Учителя будет годом повышения требования к учителю, хорошо хотя бы, что не годом издевательства над учителем». 7 апреля 2010 г. ГД рассматривает новый законопроект, по которому предполагается «вытолкнуть» на рынок все бюджетные учреждения, заставить наших граждан еще больше платить за образование, медицину и культуру. Законопроект можно назвать законопроектом об АУ, БУ и КУ (где АУ – автономные учреждения, БУ – бюджетные учреждения, КУ – казенные учреждения). Это удар по карману наших граждан, а главное – по человеческому потенциалу страны. Нам говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, но на самом деле давно существует мышеловка с платным сыром, когда заплативших налоги граждан, заставляют платить за образование, медицину и культуру, которые, согласно Конституции, должны содержаться за счет бюджета. Разруха, как известно, начинается в голове – в голове министра образования и науки А. Фурсенко. Он критиковал советскую школу за то, что она ставила задачу воспитания творческой личности. По мнению министра, нужно воспитывать квалифицированного потребителя. Интересно, где взять творцов? Сейчас вместо творческой педагогики нам предлагают педагогику потребителя, вместо педагогики сотрудничества – педагогику услуг. Результат – интеллектуальная катастрофа. Соцопросы показывают: 28% российских граждан согласились с утверждением, что Солнце – спутник Земли. Нам показывают фильм «Школа» как воспоминание о будущем, т.е. что может быть с нами, если мы будем продолжать такую же образовательную политику. А, между тем, уже говорят об издевательствах учеников над учителями, что намного хуже этого фильма. Если говорить о содержании образования, то я слышал от одного очень толкового сотрудника сибирского института фразу: содержание образования у нас таково - раб должен быть здоров и знать язык своего хозяина. Нас часто упрекают в том, что мы якобы ностальгируем по прошлому. На самом деле мы ностальгируем по настоящему: по настоящей модернизации, по исчезающей культуре. Не мы виноваты, что в России впору опять принимать ленинский план построения социализма: после крушения промышленности нам требуется индустриализация, после крушения сельского хозяйства – кооперация на селе, не говоря уж о культурной революции, которая должна восстановить статус нации как одной из самых культурных наций в мире. Однако мы не только критикуем, общественное движение «Образование – для всех» имеет программу краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных мер, которая поддержана КПРФ (за что мы ей благодарны). Программу краткосрочных мер я «озвучил» в марте прошлого года на съезде ректоров России, ее встретили, как говорится, бурными и продолжительными аплодисментами, после чего «позеленели» лица присутствовавших в зале представителей официального российского образования. Идея программы в том, что мы требуем обеспечить равные возможности в образовании, восстановить статус учителя (приравнять его в правах с чиновником), вернуть уровень бесплатного образования, которое существовало, организовать образовательный канал на телевидении, чтобы наши дети воспитывались на программах, типа «Очевидное - невероятное», а не на разного рода номерных «домах». Чтобы телевизор превращался, как сказал бы В. Высоцкий, в «окно в мир», а не в «ящик для идиота». В итоге, чем отличается наша программа модернизация от официальной? Их модернизация олигархическая, наша – демократическая, их модернизация авторитарная, наша – на основе политической свободы, их модернизация рекламная, наша – глубинная, их модернизация – на деньги, наша – на человеческий потенциал, их модернизация опирается на элитарное образование, наша – на образование для всех. Про их модернизацию когда-то, 150 лет назад написал отец известного нашего адвоката А. Кони, Ф. Кони: Не жди, чтобы цвела страна, Где царство власти, не рассудка И где зависит все от сна И от сварения желудка! Где есть закон, чтоб понимать, Как он изменчив и непрочен; И где звездами лечат знать От заслужённых ей пощечин! Где много есть свободных мест Для угнетенья и позора; Где вешают на вора крест, А не на крест вздевают вора! Где низость доставляет чин, А чин дает на подлость право: Кто низко ползал – исполин, Кто честно жил – упал без славы! Где надо знать маршировать, Чтоб выслужиться перед троном; Где можно родину продать И ей же вновь служить шпионом! Где с детства учат фрунтовой, Из школ поделали казармы; Где управляет всей страной Фельдфебель с палкой да жандармы! Где все правительство живет Растленьем нравственным народа; На откуп пьянство отдает Для умножения дохода!.. Где в прихоть барства и чинов Даны на жертву поколенья, Где для затмения умов Есть министерство просвещенья.
 
О.Н.СМОЛИН.
Категория: Политика | Добавил: STOMA (10.04.2010)
Просмотров: 170 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz