Пятница, 24.11.2017, 21:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 375

Начало » Статьи » №43 (873) 02.11-08.11.2012 » Статьи

Актуальные вопросы совершенствования идейно-теоретической работы партии

Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. ЗЮГАНОВА

Более века тому назад капитализм вступил в свою высшую стадию – стадию империализма. С этого момента кризис буржуазных социально-экономических отношений стал носить постоянный характер. Его очередное обострение происходит сегодня на наших глазах. За весь период существования империализма человечество увидело только одну реальную альтернативу ему. И мы, коммунисты, убеждены: социализм – вот тот строй, та общественная система, которой нынешний порядок вещей должен уступить место. Но мы на собственном опыте знаем, что хозяева и приказчики старого мира никогда не уходят по доброй воле. Решить этот вопрос может только мощное движение социально-классовых сил, причём хорошо организованное политически. Именно оно призвано списать в архивы истории то, что мешает превратить прогресс экономический и научно-технический в прогресс социальный. Нет сомнений: для организации народно-патриотических сил на борьбу за социализм необходима глубокая и систематическая идейно-теоретическая работа. 


Оценивая
действительность
Скоро мы отметим 95-летие Великой Октябрьской социалистической революции. Осенью 1917 года она произошла в нашей стране – здесь, в России. С этого исторического события и началось обновление мира.
Прорыв нашей Родины в будущее стал примером для целого ряда стран и народов. Степень их развития, национально-культурные особенности, международная обстановка и субъективные факторы предопределили различия в моделях социалистического строительства. Более того, они вызвали споры, а порой и противоречия внутри этих стран. Однако, вопреки всему, минувшее столетие ярко запечатлело несомненные успехи социализма.
Самые серьёзные испытания реальный социализм пережил в конце ХХ века. Но даже уничтожение Советской державы не лишило его жизненных сил. Сегодня поиск дорог к обществу справедливости продолжается. На просторах Азии свой путь в новый мир прокладывают Китай и Вьетнам, целый ряд других стран. Вслед за Кубой «красная альтернатива» всё увереннее шествует по Латинской Америке. Социалистические идеи и ценности вновь набирают популярность в Европе. Все видят: капитализм тяжело болен...
Признаки всё большего гниения империализма очевидны. Экономический спад не преодолён. Капитализм всё глубже погружается во всеобъемлющий кризис, фундаментальные причины которого не устранены. Поражены все сферы буржуазной системы: производство, экономика, финансы, политика, культура, нравственность.
Попытка переложить тяжесть кризиса на плечи трудящихся с новой силой обнажает противоречия между общественным характером капиталистического производства и частным присвоением его результатов. «Развитие капитализма дошло до того, — писал Ленин, — что товарное производство… уже подорвано, и главные прибыли достаются «гениям» финансовых проделок. В основе этих проделок и мошенничеств лежит обобществление производства, но гигантский прогресс человечества, доработавшегося до этого обобществления, идёт на пользу спекулянтам». Не это ли мы видим сегодня, в эпоху разгула спекулятивных афёр финансового капитала?..
Спустя 20 лет после разрушения Советского Союза планета всё глубже погружается в трясину хаоса и насилия. В силу неизменного стремления транснационального капитала к новому разделу мира начало XXI века вновь отмечено угрозой мировой войны. Её узлы завязываются то на Балканах, то на Ближнем Востоке, то в Северной Африке.
Преступления капитализма исключительно велики. Ключевые из них мы зафиксировали в «Меморандуме о задачах борьбы против империализма и необходимости международного осуждения его преступлений». Данный документ появился в 2006 году как ответ на антикоммунистические провокации в ПАСЕ. Он стал интеллектуальным вкладом КПРФ в деятельность международного коммунистического движения. Этот шаг мы подкрепили изданием в 2007 году «Чёрной книги преступлений капитализма». Работа на этом направлении — важное звено исследовательских и пропагандистских усилий партии и на перспективу.

Империализм и Россия
Коммунисты России не могут не задаваться вопросом: какова же роль нашей страны в новом переделе мира? Вполне очевидно, что ей отводится участь жертвы. И правящие круги всерьёз противостоять этому не намерены. Вот почему, и приветствуя участие России в БРИКС, и поддержав запоздалое решение Кремля о защите Южной Осетии, и одобряя вето на антисирийскую резолюцию в ООН, мы – КПРФ – не питаем иллюзий в отношении последовательности этого курса.
В конечном счёте вопрос состоит не в отдельных решениях и заявлениях. Вспомним регулярные реплики властей России против НАТО. На деле они обернулись появлением натовцев под Ульяновском. Национальные интересы приносятся в жертву шкурным интересам правящей группировки. По-иному и быть не может, ибо российская олигархия и высшее чиновничество держат деньги в западных банках, обучают детей в западных университетах, проводят отпуска на западных курортах, имеют особняки и квартиры в западных странах...
Почему же доморощенный российский капитал не стремится оспорить у Запада право самому безраздельно хозяйничать на просторах России? Почему не пытается он оградить себя от конкурентов, чтобы самостоятельно эксплуатировать присвоенную им общенародную собственность, богатейшие природные ресурсы и, разумеется, массы трудящихся? Да всё потому, что глобализм изначально создавал и пестовал российскую олигархию как собственный филиал в России, как лакея, который будет знать, что нужно хозяину. Только в опоре на внешние силы и могла родиться эта российская олигархия, ибо только с участием этих сил можно было столкнуть нашу страну с колеи социалистического развития, расколоть общество на бедных и баснословно богатых.
Российская внешняя политика имеет откровенно классовый характер. Только речь идёт об интересах не национальной буржуазии, а российского филиала мировой олигархии. Услышав это, некоторые могут спросить: если всё так, то почему же столь часто звучит из уст Путина патриотическая риторика? Зато другие им тут же ответят: а разве кто-то на Западе её испугался?
Патриотическая риторика власти не случайна. Как ни крути, но олигархат составляет абсолютное меньшинство населения. Власть же должна уметь справиться с большинством. И ей не обойтись без демонстрации лозунга: «Мы с тобой одной крови!» А чтобы в это поверили, словам о патриотизме должны соответствовать хоть какие-то дела. Потому мы и видим порой на международной арене шаги, направленные на повышение реноме правящего режима внутри страны.
Глобалисты на это милостиво взирают. Им ведь тоже нужно обеспечить покорность российского народа приказчикам Запада. Вот и «входят в их положение», дают «пошалить». Сами, однако же, времени не теряют, накапливают на будущее «папку с компроматом». Есть в этой папке и «Дело Магницкого», и «Пусси Райт», и шпионские скандалы, и многое-многое другое...
Главным содержанием политики всегда остаётся экономика. После разрушения Советского Союза Россию повели по пути строительства того самого общества, перспективы которого жёстко ограничены неизбежным ростом противоречий между трудом и капиталом. Весь «переходный период» у нас менялась структура экономики, менялись производственные отношения и классовая структура общества. В структуре экономики СССР промышленность, сельское хозяйство и услуги занимали почти всё экономическое пространство. Теперь экономика страны поделена на два сектора: реальный и спекулятивный. За время «реформ» страна потеряла две трети промышленности и больше половины сельского хозяйства. Сегодня остатки промышленности занимают в экономике лишь 36%. Менее 4% приходится на сельское хозяйство. При этом сфера услуг составляет около 60%...
По существу страна ничего не производит. В структуре ВВП вся несырьевая промышленность занимает только 6%, в структуре экспорта – 4,5%. Состояние просто плачевное: 40% предприятий убыточны, степень износа оборудования – 75,4%. И в этом году количество предприятий продолжало сокращаться.
И с такими показателями Россия вступает в ВТО! Совершенно очевидно, что при сложившейся ситуации эта организация станет дополнительным инструментом сил, заинтересованных в свёртывании у нас промышленного и сельскохозяйственного производства либо в его полном поглощении мировым капиталом. Иностранный капитал и без того довёл свой удельный вес в экономике России до 75%. Уже 95% крупной собственности выведено из юрисдикции нашей страны и находится в офшорных зонах. Засилье мировых монополий диктует экономике России курс на свёртывание научно-технического потенциала. Вот почему КПРФ настаивает на национализации базовых отраслей экономики. Прежде всего это означает возвращение под российскую юрисдикцию предприятий, захваченных иностранным капиталом.
Экономика России буксует ещё и потому, что из страны вывозят почти все деньги. Кредитные ставки высоки и не позволяют брать долгосрочные кредиты.
Удивительно, но самая благополучная компания страны – «Газпром» – похоже, уже давно банкрот. Ещё в 2002 году Россия заплатила по внешним долгам «Газпрома» около 14 млрд долларов. Долги концерна растут. В 2003 году ему пришлось выплатить 7,5 млрд долларов. И так все 10 лет. Сегодняшняя прибыль «Газпрома» – 879 миллиардов рублей, а его долги – около 2 триллионов. И это долги перед иностранными кредиторами. «Газпром» берёт деньги под залог залежей газа. Кредиты «уходят», а кредиторы начинают диктовать условия поставки голубого топлива. Рассчитываясь по обязательствам корпорации, государство поднимает тарифы на газ внутри страны, и за долги миллиардеров расплачивается наш обнищавший народ.
Возможность избежать печальных сценариев появится, когда банки и предприятия будут полностью принадлежать государству. КПРФ борется за прекращение приватизации. Посредством своей законодательной и пропагандистской работы мы показали необходимость и продуктивность передачи в собственность государства ключевых отраслей экономики...
Повседневной практикой правящего класса стал социальный расизм – циничное безразличие к трагедии нищающего большинства. Это выпукло проявляется в отношении к десяткам миллионов людей, брошенных на «социальное дно». В состав «дна» входят нищие и бездомные люди, беспризорные дети. Они образуют огромную массу: около 10% городского населения. А ведь это – 11 миллионов человек! К «дну» примыкает «придонье» – люди, живущие в совершенно отчаянном состоянии. Вместе это население целой страны – 18 миллионов человек! Буржуазное государство бросило их на произвол судьбы. Этим людям де-факто отказано в праве на жильё и медицинскую помощь. Они умирают на улицах и в подвалах. Уходят из жизни, как будто бы их и не было, без имён и фамилий. И, кстати, без внимания тех правозащитных организаций, что так громко кричат о нарушении гражданских прав отдельных, зачастую вполне состоятельных особ. Почему их не заботят миллионы медленно уничтожаемых? Почему не подают голос в их защиту?!
Планомерно осуществляются духовное порабощение и растление народа, разрушаются ценности его национальной культуры, подавляются его социалистическое сознание и коллективистская мораль. В быт и нравы насильственно, методом тотального внушения через СМИ, внедряются нормы крайнего индивидуализма, культ денег, наживы, мещанского потребления.
Мировой кризис лишь усугубил кризис российского компрадорского капитализма. Власть мечется, чтобы сохранить себя. Она пытается усидеть сразу на нескольких стульях: рядится в одежды государственного патриотизма, ластится к высшим церковным иерархам, чтобы затащить в союз с режимом Русскую православную церковь, сделать её заложницей своей антинародной политики. Одновременно она не перестаёт приседать на корточки перед западными патронами. Помня, что шутки с ними плохи, она клянётся в верности курсу реформ и либеральным ценностям.
Волю граждан к сопротивлению такой политике власть ломает, не только погружая граждан в пучину борьбы за примитивное выживание. Она вовсю использует антисоветизм и антикоммунизм, потворствует глумлению над отечественной историей, вбивает в массовое сознание мысль: «Да, сейчас плохо. Но ведь кризис! В советское-то время было ещё хуже!» И это «хуже» щедро льётся с телеэкранов. А «демократия» и «свобода слова» отнюдь не позволяют сторонникам другой позиции опровергнуть явную ложь и разоблачить историческую фальшь.
В условиях ужесточения кризиса всё более яростной становится информационно-психологическая война против КПРФ. Положение власти в любой момент может стать отчаянным, а Антикризисная программа нашей партии составляет реальную альтернативу её разрушительному курсу. Правящий режим не побрезгует любыми средствами дискредитации КПРФ. Омерзительная «карауловщина» расползлась по всем городам и весям. Возможность сыграть свою роль получат здесь и те новоявленные «левые», что спешно куются в условиях формируемой многопартийности.
Идейно-теоретическая работа – ключевое звено в деле противодействия информационной войне с нашей партией. Мы, коммунисты, обязаны помочь трудящимся разобраться в противоречиях современной России и мира. Мы призваны раз за разом проливать свет на любые опасные для страны и народа манёвры власти. Мы должны усилить пропаганду Антикризисной программы КПРФ, ставя её в центр общественного диалога. Мы обязаны иметь хорошо подготовленный актив, способный вести масштабную работу, основываясь на глубоких знаниях и прочной методологической базе.
Всё это означает необходимость постоянного теоретического поиска, осмысления партией назревших проблем окружающей действительности. Неоценимую помощь здесь предоставляют нам ленинская диалектика и сталинская практика, уроки идейно-теоретической борьбы за социализм.

Диалектико-материалистический метод,
классовый подход
История международного рабочего и коммунистического движения определила три формы борьбы за свержение власти капитала: экономическую, политическую и теоретическую. Методологической основой идейно-теоретической и практической деятельности КПРФ всегда была и есть теория марксизма-ленинизма. Не предлагая готовых рецептов на все случаи жизни, она даёт способ выработки решений в каждой конкретно-исторической ситуации.
О чрезвычайной важности теоретической борьбы исчерпывающе сказано классиками марксизма-ленинизма. Такая борьба немыслима без специальной подготовки авангардной части коммунистической партии, которую мы называем активом. В него входят все руководители КПРФ – от секретарей первичных отделений до членов Центрального Комитета. От степени их теоретической подготовленности напрямую зависит практический успех нашей политической борьбы.
Сегодня мы также живём в эпоху теоретического разброда в коммунистической среде. Как и в начале минувшего века, мы встречаемся со «свободной критикой» марксистско-ленинской теории. Во главу угла пресловутой критики ставятся нападки на главный метод марксизма – диалектико-материалистический метод познания и преобразования действительности. И если речь идёт о науке, а не о шарлатанстве идеалистов, то именно в вопросе о методе недопустимы никакие уступки. Почему? Да потому, что метод – основа всякой науки. Уступить метод – значит поступиться всей научной теорией...
Каковы же причины вульгарно-примитивного отношения к марксизму-ленинизму со стороны тех, кто претендует «углубить» его применительно к ХХI веку? Едва ли не главное здесь – идеологическое поражение КПСС в годы горбачёвской перестройки. Только поражение потерпела тогда не научная коммунистическая идеология, а её имитация. Та самая имитация, что явилась следствием догматизации марксизма-ленинизма, отступлений от него, а затем и его буржуазного извращения в предательское лихолетье. Всё это стало расплатой за прекращение партией теоретической деятельности после смерти И.В. Сталина. А ведь именно он сказал то, что и предопределило позже трагедию КПСС: «Без теории нам смерть».
Теоретический застой взрыхлил благодатную почву для борьбы с марксизмом. Эта борьба и развернулась в горбачёвскую перестройку. За догматизмом и начётничеством последовали яковлевская эклектика и беспринципность. Прикрывавший их лозунг «Революция продолжается!» был выброшен за борт сразу, как только «процесс пошёл» в желанном для предателей направлении.
Под видом прорыва на идеологическом фронте развернулось наступление контрреволюции. Шло оно поначалу под знаменем якобы творческого марксизма-ленинизма. Ему противопоставлен был сталинизм. Утверждалось, что построенный в СССР социализм – не тот, а семьдесят советских лет – движение в никуда. Антисталинская истерия захлестнула средства массовой информации. Её целью было поставить советскую историю к позорному столбу, объявить преступной коммунистическую идеологию. За этим пришёл черёд антиленинской истерии. Марксистско-ленинская теория шельмовалась и дискредитировалась. Она объявлялась причиной всех зол в России новейшего времени.
Сказалось ли всё это на отношении российского общества к теории марксизма? Безусловно, сказалось. В особенности в интеллигентской среде. Именно в этой среде произрос мелкобуржуазный вариант марксизма, марксизма без Ленина, не говоря уже о Сталине. Так сказать, «цивилизованного» марксизма, приспособленного к буржуазной демократии. Его носители и пропагандисты нередко называют себя прогрессистами, объявляя КПРФ собранием консерваторов. Этот интеллигентский марксизм во многом схож с еврокоммунизмом и немало от него заимствовал, прежде всего – увлечение парламентаризмом и отказ от классовой борьбы...
Возникает вопрос: не исчезает ли социальная база марксистско-ленинской партии? Да, дескать, марксизм-ленинизм доказал свою плодотворность, но лишь в ХХ веке. Теперь же наступил ХХI век – век глобализации по-американски. Она настойчиво подавляет всё народное и национальное: национальное государство, культуру, самосознание. Так не выходит ли на передний план противоречие не классового, а национального характера – между западной и русской, российской цивилизациями? И не стал ли на данный исторический момент цивилизационный подход более значимым? С подобного рода суждениями можно встретиться и в КПРФ. Что можно сказать в ответ?
Цивилизация – явление конкретно-историческое. Российская, изначально русская, цивилизация обрела своё новое качество в советскую эпоху, превратившись в советскую социалистическую цивилизацию. Она сформировалась на базе социалистической собственности. В этом её отличие от западной цивилизации, формировавшейся при многовековом господстве частной собственности. Цивилизация имеет классовую природу, несмотря на национальную форму её выражения и религиозную окраску. Её судьба зависит от того, в руках какого класса она находится – прогрессивного или реакционного...
Сегодня наша цивилизация вновь может быть спасена, только если будет вырвана из рук компрадорского и криминального капиталистического класса. Иными словами, если будет возрождена советская форма её существования, а значит – восстановлены социалистическая собственность и Советская власть. Добиться этого, минуя классовую борьбу, невозможно. Все расчёты на национальный капитал тщетны и иллюзорны. На сегодняшний день в России его почти нет. Да он и на Западе давно не тот, что был до эпохи господства транснациональных корпораций. И без классового подхода стратегию борьбы с мировым капиталом не выработать. А значит, не защитить право России на будущее...
Политическая история определила два типа классового подхода. Первый – ленинский, диалектический. При переходе к социализму он обязывает «изучить», «схватить», «нащупать» национальное своеобразие каждой конкретной страны, учесть все особенности её социальной и хозяйственной жизни, её культуры и быта, её исторического пути. Второй тип – троцкистский, отвергающий всё национальное, а в России прежде всего – всё русское. Базируясь на формальной логике, этот подход исключает диалектическое единство классового и национального сознания.
КПРФ уверенно руководствуется диалектическим классовым подходом. Именно это позволило ей разработать стратегию единства классовой и национально-освободительной борьбы за установление в России подлинного народовластия. Наши лозунги в этой борьбе неизменны: «Власть и собственность – народу!», «За власть – советскую, собственность – социалистическую!»

Из «класса в себе»
в «класс для себя»
Оставим нашим недругам их разговоры про вымышленный идейный кризис в КПРФ. Не он, а необходимость научного осмысления заявляемых жизнью проблем обязывает нас усилить идейно-теоретическую работу. Так, перед нами стоит задача значительно более действенного влияния партии на рабочий класс.
Протестное движение, охватившее Россию с минувшей зимы, явилось тревожным сигналом для действующей власти. Это произошло впервые с момента массовых выступлений граждан в защиту своих социальных прав в 2004–2005 годах. Особенностью движения протеста стали его политическая направленность и сосредоточение в наиболее крупных городах. Акции под лозунгом «За честные выборы!» охватили Москву, Петербург и другие города страны. Большинство в рядах протестующих составили люди далеко не самого низкого достатка. Ксюша Собчак не случайно назвала митинговое стояние на Болотной площади «революцией норковых шуб». Пользуясь отсутствием у протестующих программы, их попытались повести за собой полпреды олигархического капитала – всё те же Б. Немцов, М. Касьянов, В. Рыжков. А «засветившийся» на проспекте Сахарова Алексей Кудрин недавно открыто признался в том, что рассматривал свою роль как посредническую между «протестантами» и Кремлём.
Сентябрьские события продемонстрировали: развивать протест оказались готовы далеко не все его участники. Пришло осознание, что дальше нужно бороться не «против», а «за». Но единой программы не выработать тем, чьи цели предельно разнятся. Помимо группы либеральных реваншистов протестную активность продолжают проявлять люди, выходящие на улицу с социальными требованиями. При росте числа таких лозунгов массовость самих митингов, однако, не выросла. На «маршах миллионов» до миллионов далеко. Десятки тысяч протестующих есть, а вот миллионных масс, с которых и начинается, по Ленину, серьёзная политика, так и нет.
Перед нами всё острее встаёт вопрос о том революционном классе, что способен довести зарождающийся массовый протест до общенациональных масштабов. О том самом классе, который поведёт дело к реализации Программы КПРФ – плана действий по спасению народа и восстановлению страны.
Разве сильный и организованный рабочий класс не превратил бы массовое недовольство «грязными» выборами в борьбу за смену всей политической и социально-экономической системы? Значит ли это, что рабочий класс в России как крупная социальная сила исчез? Нет, это значит, что у него пока нет оснований гордиться своей сплочённостью и организованностью. Рабочий класс всё ещё остаётся «классом в себе», а не «для себя». Вот почему он не проявляет готовности к решительным действиям. Долог и тернист оказался путь его политического мужания и взросления.
Коронный метод буржуазии в борьбе против рабочих – отрицать существование класса, призванного стать могильщиком капитала. И это отрицание неизбежности классовой борьбы неплохо действует на тех «левых», что готовы повернуть направо. Но рабочий класс не исчез – вопреки кликушеству либеральных идеологов. А ложь о его исчезновении свидетельствует об исторической обречённости её распространителей, об их интеллектуальной немощи. Если рабочего класса нет, то кто же создаёт все материальные ценности? Кто создаёт те богатства, что неправедно присваиваются капиталистами?
Даже в России с её подорванным промышленным потенциалом капиталу без рабочего класса не обойтись. По данным Федеральной службы государственной статистики, к 1999 году 48,6% «населения страны, занятого в экономике», составляли «синие воротнички», или наёмные рабочие преимущественно физического труда. К 2006 году их доля не только не уменьшилась, но даже поднялась до 56,9%. В абсолютных цифрах это означает: в экономике занято почти 70 миллионов человек, свыше 39 миллионов – это наёмные работники физического труда.
Вот он – современный рабочий класс России! Рост его численности в основном достигается за счёт увеличения отряда рабочих, занятых тяжёлым физическим трудом. С 1999 по 2005 год этот отряд увеличился в промышленности и строительстве в два раза, на транспорте – в пять раз. И всё же большую часть российского пролетариата образуют индустриальные наёмные работники. Их – более 24 миллионов. Промышленные рабочие и есть тот самый пролетариат, которому, по Марксу, суждено свергнуть власть капиталистов. Но весь вопрос в том, насколько готов он к выполнению своей исторической миссии.
Как ни горько это признать, современный российский пролетариат раздроблен, а его классовое сознание не стало ещё зрелым, революционным. Почему? Количественные и качественные потери рабочего класса ещё недавно великой страны хорошо известны. Во времена приватизации и деиндустриализации общественное производство России сократилось более чем в два раза. Это значит, что как минимум вдвое уменьшилась и армия рабочих. Ещё драматичнее то, что за десятилетие ельцинско-гайдаровских реформ за воротами промышленных предприятий оказались более 10 миллионов рабочих высокой квалификации. Рабочий класс лишился своей наиболее культурной, сознательной части. Он лишился своего ядра.
Реставрация капитализма сделала и другое чёрное дело. Массовая безработица дезорганизовала и деморализовала рабочих, породила у них комплекс неполноценности: рабочий без работы – уже только потенциальный рабочий.
Рабочий класс в узком смысле – это непосредственные производители материальных благ, занятые в крупной машинной индустрии.
Искать и находить потенциальных активных членов нашей партии в рабочей среде невозможно без самого тесного сотрудничества с профсоюзами, в первую очередь независимыми. Громадная заслуга независимых профобъединений состоит в том, что они восстанавливают традиции классовой борьбы. Их ядро образуют молодые рабочие, не связанные «бесклассовой» психологией. С ними надо решительнее сходиться в организованном протестном движении...
Вовлечение в КПРФ рабочих, прежде всего индустриальных, – это не только средство усиления влияния партии в пролетарской среде. Это и средство укрепления пролетарского характера самой нашей партии.
Перефразируя Сталина, можно сказать: без рабочих КПРФ смерть. Давно известна истина: коммунистическая партия – высшая форма организации пролетариата в его борьбе с капиталом. Стихийное рабочее движение может породить только тред-юнианистское сознание.
Образ какого социализма должны привносить мы – КПРФ? Это должен быть идеал, выросший из достижений реального советского социализма, развитие которого было насильственно прервано. В противном случае мы начнём грешить умозрительностью, а все наши слова о величии советской цивилизации окажутся пустой фразой.

Союз народно-патриотических сил – объективная
необходимость
Нельзя не отметить, что концепция рабочего класса в широком и узком смысле имеет своих критиков. И это понятно: усложнение современного производства вообще, да ещё в условиях деиндустриализации, серьёзно изменила социально-классовую структуру общества. Реальное положение дел таково, что даёт основания для придирчивой критики любых оценок и подходов. Мы полагаем, что представленная концепция – предмет для теоретической дискуссии. КПРФ готова её провести с участием учёных-обществоведов и опытных производственников. Мы уже принимали решение о её организации, и наступает время реализовать намеченное...
Медленно, очень медленно вызревает классовое сознание трудящихся. Но социальный протест всё сильнее проявляет себя и там, где сосредоточена трудовая интеллигенция, — в здравоохранении, образовании, культуре. В 2011 году на долю этих отраслей пришлось 20% от общего числа социальных протестов в России против 11% в 2010-м. Случились и резонансные акции, такие, как летняя голодовка артистов Балашовского театра в Саратовской области. Вот уже третий месяц ведут борьбу за право на труд и творчество актёры Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя. Фактически они отстаивают русский классический репертуарный театр, вопреки попыткам представителей «провокационного» искусства сделать театральную сцену полем сомнительных экспериментов...
Пробуждение трудовых интеллигентов ещё не стало устойчивой тенденцией, но сам его факт обнадёживает. Для нас, КПРФ, он имеет принципиальное значение: без лучших представителей интеллигенции, без людей просвещённых, мыслящих и честных, невозможно привнести социалистическое сознание в пролетарские массы.
Широкое протестное движение не стало ещё и приметой сельской жизни. Однако здесь заявила о себе особая форма противостояния буржуазному строю. Речь идёт об организации на селе коллективных хозяйств социалистического по своей сути типа. Их единицы, но они есть. Вопреки общему запустению деревни, они успешно работают.
Эти островки социализма – высшая форма трудового крестьянского протеста. Не случайно во главе таких коллективов оказываются коммунисты. В Марий Эл И.И. Казанков успешно руководит сельхозпредприятием «Звениговский». В Ставропольском крае хорошие результаты показывает колхоз «Терновский» под руководством И.А. Богачёва. В Иркутской области развивается Усольский свинокомплекс, возглавляемый И.А. Сумароковым...
Народные предприятия способны стать точкой опоры возрождения России. За ними – будущее. Мы обязаны представить обществу их созидательный потенциал и социалистический характер. И очень важно, что деятельность наших товарищей – практиков сельхозпроизводства – помогла нам всерьёз взяться за разработку темы народных предприятий. Мы активно пропагандируем их уникальный опыт, показываем его в своей видеопродукции и обязательно продолжим это делать. Сегодняшний опыт таких предприятий будет непременно востребован в экономической политике новой, народной власти – власти трудящихся...

Советская цивилизация – цивилизация будущего
В ряду проблем, требующих от нас теоретического осмысления, на одном из первых мест стоит проблема идеала обновлённого социализма XXI века. Она уже заявлена нами, но теоретически ещё не разработана. Определяя подходы к ней, вспомним: и Маркс, и Энгельс, и Ленин неоднократно говорили, что роли разных стран в социалистическом преобразовании мира будут распределены сообразно национально-историческим особенностям каждой из них...
В России идёт и всё более обостряется борьба двух начал: сугубо эгоистического, буржуазного, частнособственнического с коллективистским, общественным, социалистическим. Не будь этой борьбы, не получала бы КПРФ на выборах многие миллионы голосов тех, кто сохранил советский дух и советское мировоззрение.
За нас голосуют не только ностальгирующие по социалистическому прошлому, но и те, кто несёт его в себе ради его продолжения, ради развития в будущем. Голосуют за нас и носители советской культуры, советской цивилизации. Сама же она, израненная, не канула в Лету. Она помогает людям не только выживать в мерзостях криминальной действительности, но и коллективно противостоять ей в борьбе за социалистическое будущее. Своеобразие исторического момента состоит в следующем: чем больше капитализм усугубляет кризис в России, тем очевиднее, что перспективы её возрождения связаны с социализмом, с ещё сохранившимися элементами советской цивилизации...
Главной ценностью советской цивилизации стал человек труда, труда преобразующего, созидательного, общественно значимого, освобождённого от эксплуатации. Каждый имел возможность сочетать в нём личные и общественные интересы. Таково одно из великих достижений советского социализма. СССР был страной коллективов, где свобода коллектива ставилась выше свободы личности. Это обязывало каждого воспринимать свободу как осознанную необходимость, предпочитать коллективные интересы личным. И это в полной мере соответствовало традициям общинного мироустройства русского народа. Такая организация жизни защищала общество от претензий эгоистической личности на свою исключительную индивидуальность, на её право поступать, не считаясь с коллективной волей.
Безусловным достоянием социализма стала идея приоритета духовных ценностей в сознании большинства советского общества. Эта великая традиция, шедшая ещё с Древней Руси, готова была прерваться с развитием капитализма в России. Традиции общинного, коллективистского мироустройства рушились с вторжением в деревню капиталистических отношений. В процессе их обличения и формировалась великая русская литература. «Наш век – торгаш», – говорил её гениальный классик Александр Пушкин, указывая на бездуховность зарождающейся буржуазной эпохи...
С установлением господства капиталистической частной собственности и буржуазной власти во весь рост встал в нашей стране русский вопрос. Впервые оказался разделённым государствообразующий русский народ. При этом немало наивных патриотов полагают, что русский вопрос можно решить без смены социального строя. Самые же наивные и вовсе надеются, что для его решения достаточно всем русским – и буржуа, и пролетариям – собраться под знаменем русского национализма, объединиться на основе русской культуры. Но, во-первых, национализм как массовое явление никогда не был присущ русской культуре, русскому народу. Во-вторых, новые буржуа с готовностью встанут под знамя национализма, если это позволит им сохранить власть и капиталы. Буржуазия во все времена умела с выгодой для себя разыгрывать националистическую карту. И потому растущая активность идеологов либерального национализма не случайна.
Правящие круги умело имитируют возможность своего дрейфа в сторону русского почвенничества. Ими при этом предлагается иезуитский компромисс: мы будем вам, русским, строить православные храмы и посещать богослужения, а вы оставьте упрёки за приватизацию предприятий, земли и лесов, за реформирование образования, здравоохранения и армии. Мы, дескать, поддержим разговоры о защите духовности и о величии русской культуры, отметим отдельных её представителей государственными наградами, но средства массовой информации оставим в руках либералов.
Нет, русский вопрос не будет решён без социалистического возрождения России. Русская, российская цивилизация не будет спасена без защиты и возрождения советской цивилизации – главной своей вершины. Попытка же реставрировать цивилизацию царских времён есть пустая бессмыслица, откровенный регресс и глупая попытка повернуть историю вспять.
КПРФ действует в русле советской цивилизации и борется за её сохранение. Мы делаем это, требуя национализации олигархической собственности, защищая науку и культуру, выступая против либерально-буржуазного реформирования системы образования и здравоохранения, предлагая свою конструктивную программу оздоровления нации и «образования для всех».
Не упуская из виду изъяны реального социализма, мы должны теоретически осмыслить и обобщить достижения советской цивилизации. И эта интеллектуальная работа – больше, чем исследование прошлого. Она реально будет способствовать формированию облика обновлённого социализма XXI века.
Глобализация по-американски сыграла роль спускового крючка, запустив процессы, направленные против основополагающих ценностей человеческой цивилизации. И здесь у нас будет много поводов для раздумий, выводов, действий. Одна из границ, разрезающих современное общество, – это граница между наличием и полным отсутствием принципов, моральных и нравственных норм. В условиях, когда национальный капитал уходит в небытие, а правила игры определяются глобалистами, их цель состоит в том, чтобы сломить любое – политическое или духовное – сопротивление их воле. Лишними для них становятся уже все ценности, кроме тех, что приносят прибавочную стоимость. Мрак цинизма и пошлости сгущается так крепко, что даже прежние споры между сторонниками религиозных верований и атеистами зазвучат на этом фоне по-новому. Ведь и те и другие являются людьми убеждений и принципов.
В современном мире растёт число тех, кто преследуется по религиозным мотивам. 75% из них – христиане. Аналитики ОБСЕ недавно обнародовали: каждые 5 минут в мире гибнет за свою веру один христианин. За год около 100 тысяч приверженцев этой религии умирают в ходе межконфессиональных конфликтов. Несомненно, огромную роль в их трагедии играет агрессивная, экспансионистская политика США и НАТО. Это она спровоцировала всплеск антихристианских настроений и вызвала современный исход христиан из Ирака, Египта, Ливии, Нигерии и других стран. Зачастую вторжение американских агрессоров и их союзников мусульманское население воспринимает как своего рода крестовый поход.
Таким образом, стремясь насильственно привести мир к общему знаменателю, глобализм отнюдь не возвышает западную цивилизацию. Выступая от её имени, он озабочен лишь утверждением собственного господства. При этом беспощадно уродуется великая культура Запада, столь же великая, как и культуры Китая, России, Индии. Из неё выхолащивается всё непреходяще ценное – человеческое. Мир становится свидетелем культурной деградации и духовного оскудения в странах «золотого миллиарда», в первую очередь в США. Империализм это вполне устраивает. Так значительно проще вербовать кадры завоевателей и направлять их в поход против трудящихся разных народов, культур и верований.
Всех трудящихся – любых национальностей и культур, верующих и атеистов – коммунисты защищают от глобализма. А значит, нам не уйти от осмысления опыта строительства отношений между советским государством, правящей партией и Церковью. В истории этих отношений было немало трагических страниц. Можно вспомнить, что в годы Гражданской войны многие представители военного духовенства служили в белой армии, а некоторые монастыри стали опорными базами белых, хранили запасы оружия и продовольствия. Можно вспомнить и эскалацию противостояния классовых сил после победы Октябрьской революции. Рост насилия не обошёл стороной и Церковь. Он был вызван разрухой, доставшейся Советской власти в наследство от царизма и от Временного правительства, признанного Священным синодом Русской Православной Церкви. Можно, разумеется, вспомнить и то, что среди невинных жертв репрессий конца тридцатых годов минувшего века немало было священнослужителей. Но стоит только погрузиться в трагические страницы нашей истории, как можно оказаться в тупике. В бездне споров легко позабыть о главной беде современной России – социальном расколе.
Стоит напомнить, что примирение между советским государством и всеми верующими состоялось в годы Великой Оте-чественной войны. Оно нашло своё выражение в исторической встрече Сталина с высшими иерархами Русской Православной Церкви в 1943 году. Щедро исписанная страница взаимных претензий и разногласий была тогда перевёрнута. И мы уверены: громадное большинство верующих возвращаться к ней не желает.
КПРФ считает, что главный вопрос жизни современной России – это преодоление социального раскола российского общества на богатых и бедных, достижение социальной справедливости.
В решении этого вопроса коммунисты и верующие могут действовать заодно – доступными и присущими им средствами. Наше средство – борьба за перевод страны на рельсы социалистического развития. По мнению КПРФ, без этого раскол не преодолеть и народы России не спасти.
Мы также считаем, что коммунисты и верующие могут быть заодно в противостоянии бездуховности и безнравственности, которые угрожают всему нашему многонациональному народу. Оскорбление православных святынь, как и других святынь русского и всех народов России, КПРФ оценивает как унижение, как оскорбление исторической памяти. Точно так же мы воспринимаем осквернение символов и святынь великой советской эпохи.
Мы, коммунисты, всегда выступали за отделение Церкви от государства. И сегодня КПРФ выступает против попыток либерально-олигархического режима превратить Русскую Православную Церковь в послушный ему механизм управления страной и обществом. Для самой Церкви пойти на поводу у этих поползновений означало бы разделить ответственность за разрушительный социально-экономический курс.
Наша партия считает свободу совести – свободу вероисповедания или атеизма – гарантией уважения религиозных и атеистических чувств людей. КПРФ – партия научного коммунизма, а стало быть, научного, но не воинствующего атеизма. Вот почему мы восстановили свободу совести для коммунистов. Именно восстановили, ибо она была в большевистской партии с момента её рождения. В начале ХХ века Ленин писал: «Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в с.-д. партию». Приём верующих в ВКП(б) прекратился в середине 1930-х годов. Это было связано с обострением внутрипартийной борьбы. Практика неприёма верующих в ряды КПСС сохранялась и позже, хотя решений на этот счёт партия не принимала.
Сегодня у КПРФ уважительные отношения с тем духовенством, что помогает людям жить по христианским или мусульманским заповедям. Но мы не приемлем воинствующий антисоветизм и клерикализм, которыми преисполнены отдельные деятели Церкви. На любые выпады такого рода мы отвечаем: говорить о защите русского народа и при этом опускаться до антисоветизма с его русофобией – значит пренебрегать нуждами и чаяниями народных масс.
КПРФ принимает в свои ряды верующих с одним лишь ограничительным условием: никакой пропаганды религиозных взглядов внутри партии. Этот подход был определён Лениным. В остальном основатель партии предупреждал: противоречие между принятой человеком научно-материалистической программой партии и его религиозными взглядами есть его личный вопрос. Оно не подлежит обсуждению. Не подлежат дискуссии и ещё две вещи. Во-первых, недопустимость критики марксистско-ленинской теории внутри партии с религиозных и иных идеалистических позиций. И, во-вторых, недопустимость оскорблять людей, исходя из их религиозной принадлежности.
В нашей партии вызрело убеждение, что в советской цивилизации будущего отношения государства трудящихся и Церкви будут построены по принципу уважительного мирного сосуществования. Православная Церковь и другие конфессии России будут выполнять предписанную им историей роль: помогать людям жить в мире и дружбе, жить по этическим нормам той веры, которую они исповедуют.
Трудящиеся только выиграют, если их верующая часть будет включена в борьбу за освобождение от социального гнёта, в борьбу за социализм. Опыт советской цивилизации напрямую связан со строительством общества, преодолевшего социальный и национальный гнёт. Этим во многом и определялась привлекательность советского образа жизни.

Действовать
основательно,
ответственно,
творчески
Подвести итог сказанному – значит сделать необходимые выводы, поставить задачи, определить направления работы.
Во-первых, мы обязаны как зеницу ока беречь теоретическое наследие классиков марксизма-ленинизма. Мы не вправе допускать его искажения и вульгаризации, в том числе под видом так называемой свободы критики. Только руководствуясь марксистско-ленинской теорией, КПРФ может выполнить свою авангардную роль в российском обществе.
В идеологической борьбе с политическими противниками теоретические уступки недопустимы. Нужно помнить, что трагедия КПСС произошла прежде всего в результате беспринципного отступления её руководства от методологии марксизма-ленинизма. С идейного отступничества началось политическое предательство, завершившееся государственной изменой.
Задача КПРФ – постоянный анализ общества, в котором мы живём. Это обязывает партию использовать теорию как руководство к действию, искать нестандартные решения актуальных проблем современности.
Защита марксистско-ленинского наследия предполагает идеологическую бдительность, недопустимость распространения в партии идеалистических взглядов в любой форме. Свобода совести в КПРФ не означает свободу пропаганды идей, чуждых диалектическому материализму. В нашей партии возможна пропаганда только марксистско-ленинских идей в их творческом развитии. И это вовсе не исключает нашего сотрудничества с теми, кто, исповедуя иное мировоззрение, разделяет Антикризисную программу КПРФ, не приемлет антисоветизм и антикоммунизм.
Во-вторых, развивая теоретическую мысль, партия будет неуклонно руководствоваться диалектико-материалистическим методом познания, применять вытекающий из него классовый подход к анализу и оценке социальных фактов и явлений. Изучению данного метода и данного подхода необходимо уделять главное внимание в процессе партийно-политической учёбы.
Мы должны держать в центре партийной пропаганды, партийной учёбы и политического просвещения изучение и популяризацию наиболее актуальных произведений Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. В ближайшие два года предстоит развернуть соответствующую издательскую работу, разработать и распространить методические материалы для изучения коммунистами марксистско-ленинских трудов.
Во всех изданиях КПРФ, в устной пропаганде партии надлежит настойчиво разоблачать стремление наших политических противников скрыть классовую сущность политики правящего режима, его антинациональный характер.
Третье: необходимо обеспечить эффективное выполнение решений июньского (2012 г.) пленума ЦК КПРФ, нацелившего нас на повышение идейно-теоретического уровня коммунистов и подготовку кадров для этой деятельности. Отделу по агитационно-пропагандистской работе предстоит завершить работу по созданию Центра политической учёбы при ЦК КПРФ, а также разработку программ обучения и подбор преподавательских кадров высокой квалификации. После проведения съезда партии у нас должна быть полная готовность к набору первых потоков слушателей.
Четвёртое: предстоит позаботиться о создании в КПРФ максимально благоприятных условий для развития теоретической мысли. Для этого как минимум потребуется:
– привлечь к участию в работе Центра политической учёбы при ЦК КПРФ лучшие научные кадры партии, развивать его как центр теоретических дискуссий по злободневным вопросам современной жизни России и мира;
– вынести на рассмотрение ХV съезда КПРФ вопрос об учреждении партийного журнала «Вопросы теории»;
– активнее привлекать учёных-марксистов к исследованию актуальных для партии проблем истории и современности, формировать при их помощи новое поколение таких учёных;
– проанализировать современное состояние коммунистического и левого движения в мире, отразить его оценку в материалах ХV съезда КПРФ; в рамках подготовительной работы провести международный «круглый стол» с участием партий, изучающих соответствующую проблематику;
– нацелить наши партийные комитеты на систематическую работу с профессиональной научной средой в своих регионах;
– шире использовать семинары, конференции, «круглые столы» и другие формы научных дискуссий для обсуждения теоретических проблем современности.
Пятое: необходимо поставить в число первоочередных задач повышение идейно-теоретического уровня всего партийного актива «снизу доверху». В первую очередь это касается всего корпуса секретарей городских, районных, региональных комитетов КПРФ. При выдвижении, обсуждении и утверждении кандидатур на должности секретарей региональных и местных отделений в числе первых должна учитываться их идейно-теоретическая подготовленность.
Важно также практиковать чтение лекций и проведение семинаров по актуальным вопросам теории на семинарах первых секретарей региональных комитетов партии в ЦК КПРФ, на зональных совещаниях партийного актива и семинарах секретарей местных комитетов.
Говоря о массовой учёбе, надо помнить: в советские годы знания о коммунистической теории, пусть и поверхностные, имел почти каждый. Сегодня в партию вступает поколение без какого-либо серьёзного представления о марксизме-ленинизме. Содержание нашей теории звучит как открытие почти для каждого молодого слушателя. Эту новую ситуацию надо иметь в виду, её надо использовать. Нельзя забывать о том, что без кружков, в которых изучались марксистские труды, не было бы и ленинской партии.
Шестое: нужно правильно выстроить концепцию создаваемого сейчас интернет-телеканала КПРФ. Всем понятно: телевидение – вещь популярная. Его невозможно превратить в теоретический лекторий. Но ясно и то, что информационное вещание нашей партии не может предстать в виде очередной «развлекаловки», только с «красным подтекстом». Оно должно находиться в гуще острейших проблем российской действительности. Рассматривая их, нужно соответствовать глубине нашей теории и её духу – революционному, преобразовательному, созидательному. Сделать разговор о состоянии общества глубоким и ярким, показать пути решения проблем – важнейшая задача. И одновременно сложнейшая. Решить её – значит проявить высший пилотаж в тележурналистике. Но именно к этому мы и обязаны стремиться.
Седьмое: предстоит продолжить работу по написанию и изданию учебных пособий для коммунистов, в первую очередь – нашей молодёжи. В последнее время Президиумом ЦК КПРФ выпущены два учебных пособия профессора из Санкт-Петербурга А.П. Боровикова – «Начала марксизма-ленинизма» и «Основы общей теории политики», поддержано издание учебного пособия «Курс отечественной истории» московского профессора, доктора исторических наук Л.И. Ольштынского. Издание учебной литературы должно стать систематически.
Восьмое: следует настойчиво повышать в партии авторитет научной теоретической и практической деятельности. С целью её всемерной поддержки и стимулирования предлагается рассмотреть на ХV съезде КПРФ вопрос об учреждении специальной премии ЦК за создание произведений, имеющих особую идейно-теоретическую ценность.
В ряду первостепенных задач работы партии на этом направлении необходимо выделить как минимум три:
1. Разоблачение и донесение до понимания большинством народа классовой, антинациональной, антироссийской сущности правительственной программы приватизации госсобственности на 2012–2016 гг. Всемерная демонстрация того факта, что осуществление этих планов – очередной эпизод экономической и финансовой войны мировой олигархии против России. Непрерывная пропаганда наших законодательных инициатив, Антикризисной программы КПРФ как альтернативы проводимой сегодня разрушительной политике.
2. Раскрытие процессов политического становления рабочего класса России вопреки всем сложностям и противодействию со стороны власти. Развенчание мифа о «среднем классе». Разъяснение того факта, что отнесение к классу определяется не уровнем доходов, а местом в системе общественного производства. Один из возможных шагов – подготовка под эгидой ЦК КПРФ и РУСО научно-практической конференции на тему «Рабочий класс и «средний класс» в современной России: мифы и реальность».
3. Продолжение и наращивание пропаганды достижений Советской власти. Настойчивое разоблачение фальсификаций нашей истории. Подготовка и проведение празднования 95-летия Великого Октября, 90-летия образования СССР, 400-летия изгнания польских захватчиков из России, 70-летия подвига «Молодой гвардии», 70-летия победы под Сталинградом. Инициирование совместного заявления в связи с 95-летием Великого Октября на XVI Международной встрече коммунистических и рабочих партий.

* * *
Я глубоко убеждён, что наше общее решение рассмотреть актуальные вопросы и задачи совершенствования идейно-теоретической работы партии является абсолютно верным. В преддверии отчётно-выборного съезда КПРФ такой разговор на пленуме ЦК не только полезен, но и крайне необходим.
Нет сомнений: задачи, которые поставит Центральный Комитет, мы сможем решить своевременно и результативно. Для этого у нашей партии есть необходимые кадры, ресурсы, интеллектуальный потенциал. Планируя свою деятельность, мы не предаемся пустым фантазиям и твёрдо стоим на почве реальности. Мы научились не отчаиваться даже в периоды самых тяжёлых испытаний. И нам никогда не изменяет то, что свойственно каждому истинному коммунисту, – чувство исторического оптимизма, чувство уверенности в правоте наших дней.
В этом – залог успеха!
Борьба за социалистическую Россию продолжается!


Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (01.11.2012)
Просмотров: 110 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz