Среда, 14.11.2018, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 377

Начало » Статьи » №13 (843) 06.04-12.04.2012 » Статьи

АНКУДИНОВО: крест на карте?
В нашей стране принята «Концепция устойчивого развития сельских территорий РФ до 2020 г.». В ней черным по белому обозначена одна из приоритетных ее задач: «…Стимулирование демографического роста и создание условий для переселения в сельскую местность». Как здравомыслящему человеку понять, что при этом за последние 16 лет в России закрыто 12 000 сельских школ? В рамках какой антинародной программы это произошло? Этими и многими другими вопросами не первую неделю задаются жители д. Анкудиново, что в Петушинском районе, и думают над тем, что же будет с их детьми, если деревенскую школу, как теперь модно говорить, «оптимизируют».

О бабочках
и декартовых
координатах
То, что над Анкудиновской основной школой нависла угроза, ясно как божий день. Школа попала в число малокомплектных (всего 22 ученика), а от таковых, согласно разнарядке «сверху», решено избавляться. Об этом директору Т.М. Васильевой сообщили представители районного управления образования.
Этот разрушительный процесс связан с тотальным применением в масштабах всей страны системы «нормативно-подушевого финансирования», придуманной министром образования Фурсенко еще в 2002 г., когда тот и министром-то еще не был. Идеи вылились в законопроект, принятый в Госдуме единороссовским большинством. По всей стране стали массово закрываться сельские школы: некомплект.
Сегодня губительное подушевое финансирование продолжает свое черное, позорное для великой страны дело. Ужесточились требования к количеству учащихся в классах: должно быть не менее 14 человек. Почему не 13 или 15 – никто вразумительно не объясняет. Видимо, цифру министерский бухгалтер брал с потолка. Существование ст. 41 Федерального закона «Об образовании», в которой говорится, что «для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансового обеспечения образовательной деятельности должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся», на деле тоже мало где учитывают. Анкудиновцам, к примеру, сказали прямо: хотите школу сохранить – комплектуйте классы. А как их скомплектовать? 22 ребенка на 14 не разделишь, следовательно – некомплект. Но даже если представить, что на два класса детей все-таки хватило, выглядит это следующим образом.
Один класс – начальное звено (1-4 классы). Во втором учатся дети с 5-го по 9-й класс. ОДНОВРЕМЕННО! Урок длится 40 минут. Делим 40 на пять классов – выходит, на каждый класс учитель должен тратить 8 минут. Здорово, правда? И это при том, что изучаемый материал у всех разный: кто-то на уроке проходит бабочек, а кто-то – хромосомы, кто-то – многозначные числа, а кто-то – декартовые координаты на плоскости. О каком качестве образования здесь может идти речь? Неучами с урока уйдут все пять классов сразу. И учитель будет не виноват.
К слову, в Караваевской средней школе Петушинского района объединили учащихся 5-7 классов. В результате родители написали массу жалоб в управление образования.

Даешь реорганизацию!
Практически с таким лозунгом 26 марта т.г. в Анкудиновскую основную среднюю школу приехали на разговор с директором глава Петушинского района В.Б. Шурыгин, его заместитель по социальной политике М.В. Сулоева и начальник управления образования администрации Петушинского района Е.В. Коробко. Татьяне Михайловне объяснили: по итогам прошлого года в сфере образования район показал среднюю месячную заработную плату в 16400 рублей (по словам Татьяны Михайловны, исключительно за счет премий, выданных из остававшихся под конец года средств). За это районному бюджету дали 26 млн рублей. Если в этом году показатели упадут, вливания сократятся ровно вполовину. А терять 13 млн, как сказал В.Б. Шурыгин, он не готов.
Сегодня работники Анкудиновской школы портят чиновникам всю картину: из-за досадного некомплекта у них даже ставки не набирается, а значит, страдает зарплата. 11400 – вот реальная сумма вместо необходимых 16400. Как результат – желание реорганизовать школу.
Вариантов «реорганизоваться» чиновники от образования предлагают немного. Первый и самый простой – ликвидировать школу совсем, а учеников «пораскидать» по близлежащим учебным заведениям и каждый день возить на занятия. Но этот вариант «плох» тем, что по закону закрыть сельскую школу можно только с согласия всех деревенских жителей. А кто на это пойдет? На первом же сходе анкудиновцы крик поднимут такой, что в областном центре слышно будет. Значит, этот вариант отпадает.
Можно еще превратить школу в чей-нибудь филиал. Например, Пекшинской средней школы. Тогда учебное заведение можно будет закрыть в любой момент: филиал есть филиал. Но в Анкудиново люди не дураки, на такой вариант развития событий тоже вряд ли пойдут. Остается либо объединять школьников окрестных деревень на базе какой-то одной школы, либо оставлять в Анкудиново только начальное звено, а среднее опять-таки возить по округе. Объединяться предлагают, к примеру, со школьниками д. Караваево, а на занятия ездить в д. Пекша или в д. Воспушка. Там, мол, школы типовые, а не приспособленные, как у вас (Анкудиновская основная средняя школа находится в здании бывшего жилого дома. – Прим. ред.) и классы просторные – только учись.
Татьяна Михайловна решает сначала довести информацию до родителей учеников.

Правда как она есть
На собрание родителей в д. Анкудиново приехали и мы. Пока ехали, чуть не застряли на проселочной дороге в огромной луже (сразу за пос. Ларионово), несколько раз машину заносило на скользкой переметенной дороге, один раз даже чуть не улетели в высоченный придорожный сугроб. К чему я это описываю? К тому, что если Анкудиновскую школу расформируют, то несчастные детки поедут за знаниями именно по такой дороге. И неважно, в Пекшу там или Воспушку – дороги в Петушинском районе везде одинаковые: разбитые и требующие капитального ремонта.
Мне повезло: я ехала на иномарке. А значит, в тепле и комфорте, потому что в машине был кондиционер и даже сиденья с подогревом. Дети поедут в непрогретом автобусе. Ранним холодным утром. Гарантированно получат простуду или болезнь. А мы ведь вроде боремся за здоровье нации… Нет?
– Хочется спросить чиновников, принимающих подобные решения, – многие ли из них встают в 6 утра, – говорили на собрании возмущенные родители. – Ведь посчитайте примерно, во сколько должен встать ребенок, чтобы успеть на занятия к 8.30? «Досыпать» на сиденье – это не дело. Да и будет ли гарантировано ребенку то самое сиденье в автобусе, если нас объединят с караваевскими детьми? Не получится ли так, что кто-то поедет стоя?
По нормам СанПиНа, возить детей в школу можно только в том случае, если дорога не занимает больше 30 минут, а расстояние до учебного заведения не превышает 18-ти км. От Анкудиново что до Пекши, что до Воспушки – порядка 20 км, с той лишь разницей, что дорога до Пекши хоть на дорогу похожа, а вот воспушинской и на карте-то нет – просека! Что касается времени, то понятно, что зимой автобус проедет до пункта назначения гораздо дольше отведенного времени. И хорошо еще, если вообще доедет: по деревенским слухам, на прошлой неделе на скользкой дороге чуть не перевернулся автобус из пос. Ларионово.
– Если, не дай бог, что-то случится в дороге, то детей не будет у нас, а не у работников администрации, – срывались на крик родители. И это тоже сермяжная правда.
Еще один момент. У детей в начальной школе уроки заканчиваются в 12.00, у старшеклассников – в 14.00. Будет ли перевозчик вовремя отвозить учащихся домой? Скорее всего, малыши будут болтаться два часа на улице, ожидая старших. Кто ответит, если с ребенком за это время что-то случится? А где ему быть, если на улице мороз или, скажем, проливной дождь?
При организации учебного процесса теперь часто говорят о здоровьесберегающих технологиях. А где будут эти технологии, если ребенок почти весь день проходит голодным? В 6 утра дите накормить крайне сложно – его организм еще спит. В новой школе бегать за ним с ложкой тоже никто не будет, тем более что к приезжим, т.е. чужим детям, отношение априори всегда хуже, чем к местным. Кроме того, анкудиновским деткам на данный момент доступны только горячие завтраки, потому что они бесплатные. Обеды родители оплачивать не в состоянии, т.к. 97% семей относится к категории малообеспеченных (стоят на учете в УСЗН). Так как быть?!

То, что не храним
Все по пословице: не храним мы ровно то, что имеем.
Да, Анкудиновская школа Петушинского района не типовая. Да, она размещается в старом деревянном здании. Да, при ней нет спортзала, а классные комнаты совсем небольшие. Но смотрите.
На днях она отметила свой столетний юбилей, а это значит, что здесь сильны лучшие традиции учительства. Сложился замечательный коллектив, который любит свою профессию, не первый год работает с детьми. Директор Т.М. Васильева – сама в прошлом выпускница этой школы, искренне переживает за ее судьбу и судьбу учеников. Делает все возможное, чтобы здесь ребятам было комфортно. Для нее, как и для других педагогов и родителей, как для самих детей, закрытие родной школы – это горе. Сельская школа – не просто образовательное учреждение. Это очаг жизни в деревнях. И когда он гаснет – село нередко погибает.
На мероприятия Анкудиновской школы собирается вся деревня. Здесь встречают праздники, пьют чай и просто общаются друг с другом. Кроме основных занятий с детьми ведется кружковая работа. Ребята учатся в театральной студии, танцуют, поют, читают стихи, рисуют, говорят на английском. Налажено партнерство с сельской библиотекой и клубом. Есть радиотехнический кружок, причем некоторые собранные здесь модели «экспонируются» во владимирском областном Доме творчества юных. Проводятся занятия воскресной школы. По собственной инициативе ребята прибегают в классы даже в выходные дни, а зимой – в самые крепкие морозы. Дети участвуют во многих районных конкурсах, где занимают призовые места. Выпускники успешно сдают экзамены и поступают в колледжи или средние школы.
С 2007 г. анкудиновцы уверенно держат первое место в конкурсе на лучший пришкольный учебно-опытный участок. Ребята своими руками культивируют землю, сажают овощи и плодово-ягодные кустарники, а осенью самостоятельно консервируют собранный урожай. Разве это не особенность учебного заведения?!
Каждое лето в здании школы для детей действует оздоровительный лагерь, который посещают почти все ученики. Из опыта Пекшинской средней школы известно, что для «приезжих» детей школа в каникулы будет закрыта, возить их туда никто не будет. Значит, оздоровительный лагерь станет для них недоступен.

Взывая к разуму
Уважаемые чиновники всех уровней! Посмотрите на ситуацию еще с одной стороны: в случае ликвидации деревенских школ на территории Пекшинского сельского поселения не останется учреждений образования. Молодежь и без того не хочет жить в деревне: нет работы, детского сада и медпункта. Получится, что вся окрестность в будущем превратится в «пустыню» – и это в 120 км от Москвы!
У кого вы закрываете школу? У самого безобидного, безропотного и обделенного судьбой деревенского жителя. Он и так многого лишен. В селе нет ни музеев, ни катков, ни домов творчества, ни театров. Школа хоть в какой-то мере компенсирует все это.
Педагоги и родители д. Анкудиново написали письма во все инстанции: лично главе Петушинского района В.Б. Шурыгину, в администрации района и области, депутату по их округу от «Единой России» С.А. Ростову. На исходе второй месяц ожидания, а ни одного ответа до сих пор нет.
Народ не понимает, что творится. В царские времена на церковно-приходские школы финансов хватало. После революции в селе учили не только детей, но и взрослых в ликбезе. Никому на ум не пришло закрыть школы и в годы Великой Отечественной войны. Почему же в XXI веке наша могучая Россия враз обнищала? А может, она обеднела мудростью бухгалтеров в министерских креслах? Дебет с кредитом ближе сошелся, а на остальное им просто наплевать!
У русских есть хорошая поговорка: на войне своих не бросают. Сегодня, слава Богу, не война, а значит, тем более нет нужды искусственно изводить населенные пункты. Закроется школа – и на д. Анкудиново в самое ближайшее время можно будет поставить крест. Мало их по России?
О.КОТОВА.
Фото Е.Григорьева.

Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (07.04.2012)
Просмотров: 97 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz