Суббота, 20.04.2024, 11:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №14 (844) 13.04-19.04.2012 » Статьи

Большая трагедия маленькой школы
События вокруг попавшей в жернова образовательного процесса Анкудиновской основной школы Петушинского района продолжают развиваться. Напомним, это учебное заведение оказалось в числе малокомплектных, а следовательно, подлежащих реорганизации. Несогласные с политикой чиновников и нежелающие терять свою сельскую школу родители и педагоги написали письма во все инстанции: лично главе Петушинского района В.Б. Шурыгину, в районную и областную администрации, в приемную В.В. Путина. Ответной реакции ждали долго – почти два месяца. И вот дождались.

Эгоисты или правдолюбы?
Во-первых, на днях в д. Анкудиново пришел долгожданный ответ за подписью главы района. В нем говорится, что «…по состоянию на 25.03.2012 г. нормативных документов о ликвидации Анкудиновской основной общеобразовательной школы нет. В то же время в проекте решения коллегии администрации Петушинского района вопрос о реструктуризации Анкудиновской школы, так же, как и Караваевской, путем их слияния с Воспушинской школой предусматривается». И далее – четыре листа объяснений: как да почему…
Первые два, скажем прямо, для обыкновенного родителя будут малопонятны, т.к. в них «заумным» чиновничьим языком речь идет о «показателях результативности предоставления субсидий» «из областного бюджета бюджету МО «Петушинский район» на модернизацию муниципальной системы общего образования». Есть, в частности, такие несомненно важные пункты, как «доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности обучающихся», «динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов» и т.д. Только кто поймет, о чем эти пункты? Для большинства они, скорее всего, окажутся китайской грамотой.
А вот дальше – гораздо понятнее. Пишут, что «возможности обеспечить школьников современными техническими средствами обучения, спортивным оборудованием, современными программами нет. В 2012 г. по модернизации на Анкудиновскую школу денежных средств не предусмотрено». А позвольте спросить, почему?! И кому сказать спасибо, что Анкудиновская сельская школа не попала в список счастливчиков? Не тем ли чиновникам от районного управления образования, которые искусственно довели показатель средней заработной платы в отрасли до 16538 руб., а теперь не знают, как на него выйти и потому лишают «неудобные» школы финансирования, чтобы потом было легче от них избавиться?
«Невыполнение показателей школой ведет к снижению показателей в целом по району, что, в свою очередь, влечет за собой уменьшение объема субсидий бюджету МО «Петушинский район». По результатам мониторинга за первое полугодие 2012 г., при невыполнении показателей… район может лишиться 50% денежных средств (около 13 млн рублей)» – говорится в письме. Это как понимать? А может и не лишиться?
Читаем дальше. «Учащимся Анкудиновской ООШ будет предложено обучение и организованный подвоз в Воспушинскую ООШ (расстояние от Анкудиновской до Воспушинской школы 18 км).
Здание Воспушинской школы типовое, кирпичное… имеется водопровод, канализация, пищеблок, оборудован спортивный зал, компьютерный класс....
По новым требованиям СанПиНа в школах необходимы (и в данной школе они присутствуют) помещения (коридоры) для комфортного отдыха детей во время перемен: для проведения динамических пауз…». Простите, но в Анкудиновской школе дети тоже вообще-то отдыхают не абы где. Если же речь тут идет исключительно о коридорах, которых у анкудиновцев и вправду нет ввиду того, что здание школы не типовое, то хочется задать еще один «неудобный» вопрос: а давно у нас в учебных заведениях коридоры стали местом «комфортного отдыха»? Когда автор этих строк была школьницей, бегать и прыгать по коридорам нам, например, не разрешали. Играть в мяч – тоже. А для чего еще нужны коридоры детям? «Комфортно» повторять уроки, скрючившись на узком подоконнике и зарабатывая себе искривление позвоночника?
«В случае перевода детей Анкудиновской школы в Воспушинскую объединения классов не будет, – уверяет райадминистрация. – Неправильно и эгоистично лишать детей возможности получать полноценное образование в рамках учебной программы своего возраста (без объединения классов)». Однако педагоги на этот счет не очень обольщаются: прироста классов нет, наполняемости по 14 человек в классе тоже нет, а следовательно, нет и гарантии, что ребят рано или поздно не «скомплектуют» в рамках очередной «оптимизации учебного процесса».

«Туристы» поневоле
11 апреля родительским комитетам Анкудиновской и Караваевской школ было предложено проехать на «экскурсию» в Воспушку – посмотреть на тамошние условия учебы детей. Администрация Петушинского района выделила для этой цели автобус.
Увидев, что вместе с родителями в присланный «ПАЗик» садятся и учителя, начальник местного управления образования Е.В. Коробко сильно удивилась: мол, вас туда не приглашали. Но препятствовать поездке не стала.
Мы трясемся по размытой и убитой в хлам дороге до Караваево. К слову, забота о ней – обязанность райадминистрации, т.к. в соответствии с действующим законодательством «деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно». В Петушинском районе средств, выделяемых из бюджета администрации на дороги, долгое время хватало лишь на минимальные затраты по их зимнему содержанию. В 2011 г. на автомобильной дороге Пекша – Ларионово – Караваево «произвели частичный ямочный ремонт»…
Где его там производили, сейчас, на самом деле, уже одному Богу известно. «Зона турбулентности» для пассажиров начинается почти сразу за Анкудиново.
– Этим путем ездят тракторы и грузовики местного животноводческого комплекса ООО «Рождество». Возят корма, солому, продукцию, вот и разбили весь асфальт, – рассказывают по дороге родители. – Раньше их пускали другой стороной, через Петушки, но ту дорогу они тоже разбили.
Дорога, кстати, довольно узкая. Кто-то припоминает случай нынешней зимы: автобус и «рождественский» грузовик с час простояли друг напротив друга, пытаясь разъехаться. Детям, все понимают, стоять нельзя: у них занятия.
В очередной снежной каше нас хорошо заносит, впереди – длинная лужа. Как пошутил мой водитель еще по пути в Анкудиново – «Дорога кончилась…».
За д. Караваево нас ждет еще одно «препятствие» – мост через реку. Он железный, в аварийном состоянии и, конечно, находится на балансе администрации Петушинского района. Судя по его внешнему виду, сквозная яма посередине, отходящие железные листы и ржавчина – еще не повод начинать ремонт.
Как потом нам пояснит Е.В. Коробко, перевозить детей по такому мосту запрещено правилами, поэтому, доехав до него, школьники пойдут здесь пешком…
Наконец, мы в Воспушке. Директор С.А. Горшкова с гордостью показывает нам свою типовую школу.
Кабинеты, никто не спорит, хорошие, рассчитаны на 20 человек. Но гостей вполне устраивает и то, что предлагают им «дома». Компьютерный класс особого восторга ни у кого не вызывает. Во-первых, ремонт там совсем свежий, выполненный чуть ли не в ночь перед нашим приездом. А как он выглядел до этого? Компьютеры далеко не новые… Светлана Анатольевна «хвастается»: в рамках информатизации в текущем году на школу заказано 7 компьютеров, 5 ноутбуков и 2 интерактивные приставки, в начальных классах «ноуты» будут стоять на парте у каждого ребенка. Директор Анкудиновской школы Т.М. Васильева резонно замечает, что если бы их нужды удовлетворяли, то в Анкудиново тоже все было бы прекрасно. Сейчас у них 4 компьютера, но и их хватает, ведь малышам пользоваться оргтехникой можно лишь не более 15-ти минут в день, а в 9-м классе, где изучают информатику, у них всего два ребенка. Два компьютера даже «простаивают».
«Оборудованный спортзал», как выясняется, еще надо красить, а потолок в нем – заново белить. На старом полу ярко выделяются древесные «заплатки» – так чинили провалы. «По-хорошему надо бы его весь перебрать», – резюмируют родители. Да, в Анкудиново нет спортивного зала. Зато этой зимой инициативные учителя поставили всех детей – от мала до велика – на лыжи, а еще занимались с ними йогой! А еще при школе есть спортивная площадка, сделанная руками родителей. Там и яма с песком для прыжков в длину, и баскетбольное кольцо, и турники. Летом на ней натягивают сетку и играют в волейбол. Даже соревнования проводят: местные против дачников! Или играют в футбол – как в советские времена, деревня на деревню!
Столовая с современным оборудованием родителей тоже мало удивила. К тому же выяснилось, что школьников тут кормят только после второго урока, а это значит, что с раннего утра до 10.00 дети будут сидеть голодные (в Анкудиново ребята питаются после первого).
«Вразумить» приезжих попыталась начальник управления образования Е.В. Коробко. Ничего нового она, разумеется, не сказала: по сути, лишь еще раз озвучила все то, что родители прочитали в официальном ответе. Сказала, что сама в детстве сменила много школ, в том числе сельских. Но ведь тогда было совсем другое время! И приоритеты были совсем другие – школы не закрывали, а наоборот, открывали, причем даже в самых глухих деревнях. Радели за каждого ученика.
На вопросы о продленке, оздоровительном лагере и кружках было сказано, что они возможны только при полной комплектации школы. Это вызвало очередную порцию родительского гнева: в закрывающихся школах все это есть.
Когда разговор уже перешел в нервы, Елена Валентиновна привела пример по «соседям» – в Юрьев-Польском районе, дескать, тоже закрыли 14 малокомплектных школ, и ничего. Все довольны. Для проверки наша редакция связалась с родителями из с. Городище, чьи школьники теперь ездят в с. Энтузиаст.
– В принципе, мы не жалуемся, но ученики все как один твердят, что в старой школе было лучше, – сказала нам О.Г. Воробьева, мама восьмиклассника Николая. По ее словам, после перехода в другую школу многие дети нахватали «двоек», лишь спустя какое-то время начали исправляться. Сейчас городищенцы действительно не жалуются: ни на организацию подвоза (один автобус привозит маленьких, второй – тех, кто с продленки), ни на то, как проходит учебный процесс. Впрочем, Ольга Геннадьевна сама признает, что это «довольство» скорее от безысходности, ведь по-другому уже точно никак не будет. Есть и основания думать, что на самом деле многое решено не подвергать широкой огласке: по имеющейся в редакции информации, с водителями неоднократно разбирались по фактам перевозки канистр с бензином в одном автобусе с детьми, а начальник управления образования А.В. Миловский несколько раз выезжал в Энтузиаст по фактам оскорблений городищенских ребят.

Кого бранить…
Еще четверть века назад сельская школа имела огромный авторитет, и именно на нее возлагалась ответственная миссия по воспитанию грамотных людей, которые будут в последующем приносить пользу стране, поднимая сельское хозяйство, без которого невозможно представить ни одно развитое государство.
Сегодня спустя 25 лет можно с уверенностью констатировать, что наше правительство совершенно забыло опыт преды-дущих лет и своими руками решило полностью уничтожить образование на селе, а значит, дать еще один толчок к миграции сельского населения в город.
События в современной России делают пропасть между селом и городом огромной, при этом обещанное чиновниками перепрофилирование сельских школ в современные центры, которые будут готовить детей из глубинки по специально разработанным стандартам, оказалось очередным мыльным пузырем.
Судя по тому, какой курс в образовании наметили высшие чины нашего государства, сельские школы должны готовиться к самому худшему, так как сегодня практически любую из них можно обвинить в неэффективности, а значит, и закрыть на вполне законных основаниях. Руководство России не пугает даже то, что наша страна, считавшаяся одной из самых развитых стран в мире, по качеству образования сейчас может конкурировать только с южноамериканскими и африканскими странами.
Ясно, что ни Е.В. Коробко, ни А.В. Миловский, ни кто бы то ни было еще из управления образования формально в закрытии малокомплектных школ не виноват. Действительно, это не их прихоть – взять и согласно дурацкому закону расформировать ставшее в одночасье нерентабельным учебное заведение. Однако они находятся на государственных должностях, а значит – нравится им или нет – являются частью той самой губительной государственной машины. И, согласитесь, от них в большей, чем от родителей, степени зависит, сохранить деревенскую школу или фактически ликвидировать.
Выступая перед родителями, Е.В. Коробко сказала открытым текстом: теперь судьба Анкудиновской школы находится полностью в руках местных депутатов – они путем голосования на коллегии будут решать, что с ней делать, но сама Елена Валентиновна будет представлять этот вопрос как необходимость объединения трех школ. Понимаем... Ломать-то оно всегда легче, чем строить.

О.КОТОВА.
Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (13.04.2012)
Просмотров: 448 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz