Деньги пенсионеров давно не дают покоя нашему правительству. Причем, обычно, не в хорошем смысле. На этот раз зуд в каком-то месте заставил чиновников сгенерировать идею направить около 200 млрд рублей из Пенсионного фонда на строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей. Президент В.В. Путин провел совещание о проблемах железных дорог и железнодорожного сообщения, в ходе которого обсуждалось два основных вопроса: приоритеты развития пассажирского железнодорожного сообщения и источники финансирования.
«Значительным резервом для финансирования развития железнодорожной инфраструктуры может стать размещение средств накопительной части пенсионных сбережений, находящихся под управлением во Внешэкономбанке, в долгосрочные инфраструктурные облигации. Прошу Минэкономразвития, Минфин, Минтранс и Минздравсоцразвития проработать этот вопрос и вынести его на рассмотрение», – заявил президент. Надо сказать, что Внешэкономбанк свои виды на пенсионные деньги имеет аж с 2006 г. Ему не дает покоя пример Запада, где долгосрочные инвестиции используются весьма успешно и приносят немалую прибыль. В обсуждении принимали участие вице-премьер А. Дворкович, глава Минтранса М. Соколов и руководитель РЖД В. Якунин. Проект будет подготовлен уже к 1 декабря текущего года. Логика у президента следующая: эти проекты «никуда не денутся, точно будут работать, приносить отдачу» и, что немаловажно, деньги не сгорят. Тем самым государство решает сразу две задачи: развивает инфраструктуру – строит трубопроводы, автомобильные и железные дороги и сохраняет и приумножает пенсионные накопления. С инфраструктурой все ясно. Выгоды здесь обещаются немалые. Мол, к двумстам миллиардам пенсионных рублей добавится сотня, а то и полторы от зарубежных инвесторов. Но гладко это все выглядит лишь на бумаге. Если для получателей выгода несомненна, то для пенсионеров – более чем сомнительна. Доходность от такого долгосрочного инвестирования в нашей стране, оказывается, не превышает инфляцию. А все почему? Во-первых, инфляция у нас куда выше, чем в развитых странах. Во-вторых, опыт эксплуатации «Сапсана» показывает, что его стоимость не соответствует платежеспособности населения; проще говоря, цены на билеты настолько заоблачны, что народ предпочитает терпеть некоторую потерю времени, но экономить на билетах и пользоваться обычными электричками. Если, например, поезд, следующий по маршруту Санкт-Петербург – Москва наполняется на 90%, то на маршруте Москва – Нижний Новгород он не бывает заполнен больше, чем на 70%. И нельзя исключить возможность, что «Сапсаны», пущенные по другим маршрутам, окажутся ещё менее рентабельными. Только если снизить инфляцию до 2% в год, считает главный экономист «Тройки Диалог» Е. Гавриленков, можно будет рассчитывать на прибыль от инвестирования. Итак, экономисты убеждены, для того, чтобы инвестирование в высокоскоростные железные дороги дало ощутимые плоды, правительству следует сначала направить свои усилия на борьбу с инфляцией и только потом разрабатывать проекты долгосрочных инвестиций в инфраструктуру.
А. Корнева.
|