По итогам четырехлетнего правления Медведева экономисты сделали вывод, что радоваться нечему, скорее, наоборот – инновации и модернизации остались только в мечтах, международный финансовый центр в Москве так и не создан, победить коррупцию тоже не вышло, несырьевая экономика в России так и осталась неразвитой, а сырьевой сектор достиг предела своих возможностей. Результатом правления стала угроза «нового 1991 г.» – экономический тупик и вакуум идей. Когда преобразования станут жизненно необходимы, у элит не будет даже самого общего плана действий. Реформы наконец-то проводить придется, но как и кто их должен делать – никто до сих пор не знает.
Наследство В 2008 г. Медведев получил в наследство страну, страдающую от сырьевой зависимости, разгула коррупции и государственного давления на экономику. В этих условиях он поставил наполеоновские реформаторские задачи, которые с треском провалились. Регресс за последние четыре года по основным показателям выглядит следующим образом: вместо превращения Москвы в международный финансовый центр в международном рейтинге столица опустилась с 61-го места на 65-е, в рейтинге конкурентоспособности РФ занимает 66-е место вместо 51-го, в рейтинге по условиям ведения бизнеса со 112-го места Россия переместилась на 123-е, по уровню развития человеческого потенциала – с 63-го на 66-е. Россиянам обещали улучшить здравоохранение, образование, жилищную сферу и агропром. Медведев заявил о намерении бороться с коррупцией, развивать новые технологии, обеспечивать инвестиции в инфраструктуру, сражаться за энергоэффективность. По указанным направлениям он получил общую «неудовлетворительную» оценку. Больше всего пугает то, что, слушая выступления Медведева, начинаешь понимать – он не врет, но сам верит в то, что говорит! Не удалось Медведеву выполнить и свои обещания по пяти «И» (инфраструктура, инвестиции, институты, инновации, интеллект), которые он в 2008 г. назвал в качестве приоритетов. Зато в чем уж мы точно преуспели, так это в том, что стали абсолютными чемпионами мира по происшествиям на транспорте. Экс-глава Центробанка С. Дубинин отметил, что конкурентоспособность и производительность российского труда, как и 100 лет назад, остаются в три раза менее эффективными, чем в передовых странах. Основная экономическая проблема – зависимость бюджета от экспорта сырьевых товаров – осталась нерешенной. Деградирует вся нефтегазовая отрасль. Она становится большой структурной проблемой. Возникла необходимость вложения в нее порядка 700 млрд долларов для сохранения физических объемов производства.
Еще один отчет 11 апреля премьер-министр выступил с докладом о своей деятельности в Думе. В течение часа звучал стандартный отчет об успехах правительства. Были довольно странные заявления, как то: «Мы не отступили ни от одного ранее заявленного обязательства» и «Нужно все время говорить правду и всегда нести ответственность за свои слова». Доклад вызвал у депутатов противоречивое чувство, даже скепсис, поскольку «вся правда» отражена в нем явно не была. Например, говорилось о том, что «в России начался рост численности населения», но ни слова не было сказано о продолжающейся естественной убыли. Прирост ведь, надо понимать, обеспечивается за счет мигрантов?.. Следует подумать и вот над чем: за последние 10 лет Россия получила от экспорта нефти и газа гигантскую сумму в 1,6 триллиона долларов. С такими деньгами можно было победить любой кризис, но сегодня, когда цена нефти превышает 120 долларов за баррель, дефицит бюджета составляет 120 миллиардов рублей. А что будет, если цена на нефть упадет?
Взяли попкорна и ждут К 2015 г. планируется дефицит бюджета свести к нулю! Главной задачей называют ликвидацию «нефтегазового» дефицита, т.е. дефицита бюджета без учета непостоянных доходов от экспорта нефти и газа. Однако глава Минфина А. Силуанов (как и Кудрин ранее) порадовать премьера не смог: придется выбирать между сырьевой и инновационной экономикой. Первый вариант предполагает бездефицитный бюджет с 2015 г., но при этом предвыборные обещания могут быть выполнены только в отношении половины бюджетников, денежное довольствие военнослужащих возвратится на дореформенный уровень, госпрограмму перевооружений в 22 триллиона рублей придется значительно сократить. В 2008 г. был взят курс на второй вариант, однако (как всегда. – Прим. авт.) помешал кризис. Теперь реализация сырьевого сценария более вероятна. По-другому и быть не могло. По какому пути идти стране – еще не решили. В аппарате правительства говорят: «Взяли попкорна и ждем». Ждут «с попкорном» и простые россияне.
В.Васильев.
|