Ещё десять лет назад в популярном фильме «ДМБ» продавщица на вопрос: «Наука и жизнь» есть?» – тоскливо отвечала: «Наука есть, а жизни – нет». Так вот, за прошедшее десятилетие в стране заодно исчезла и наука. Во всяком случае, данные опроса ВЦИОМ говорят нам о том, что интерес к науке среди населения существенно упал за последние годы. Если в 2007 году деятельностью ученых, инновациями и открытиями в разных областях науки интересовались 68% опрошенных, в 2011 – 54%, то в этом году таких набралось всего 47%. Одновременно выросло число тех, кому наука не интересна в принципе: с 28% в 2007-м до 49% в 2013-м. Кризис переживают такие науки как философия, математика, искусствоведение – ими интересуется не больше одного-двух процентов россиян. Авиация, механика, энергетика тоже вызывают у опрошенных слабый всплеск интереса. 19% россиян уделяют внимание различным техническим достижениям – таким, как появление новых моделей телефонов, компьютеров, а также разработке компьютерных программ. Но активнее всего народ интересуется новинками медицины. 25% опрошенных признались в этом. Видимо, собственное здоровье волнует россиян больше модных новинок техники. Не меньше приведенных выше данных социологов удивили результаты, полученные в ходе опроса на тему «что считать наукой». Так вот, сколько бы ни высказывался знаменитый сатирик М. Задорнов в сторону американцев, у них 66% населения не считают астрологию наукой, у нас же аналогичное мнение имеют всего 18% граждан. Более того, 32% россиян по-прежнему уверены, что Солнце вращается вокруг Земли, то есть достижения Николая Коперника и Галилея, которые проходят ещё в школе, остались для них неизвестными. Стоит ли удивляться, что имена великих ученых современности вспоминают с ещё большим трудом. Кто такой и чем знаменит Жорес Алферов, знают 5% опрошенных, 3% знают Сергея Капицу. Шесть лет назад 10% россиян были хотя бы поверхностно знакомы с конструкторскими трудами Сергея Королева, в этом году его имя говорит о чем-то только 1% россиян. Однако, если вдуматься, так ли уж виноваты россияне в том, что страна медленно, но верно идет по курсу, проложенному фонвизинским Недорослем? Известная всем пирамида потребностей неумолима: сначала голод физический, потом духовный. И если человек изо дня в день занят только тем, что ищет способы не остаться голодным самому и прокормить своих детей, ему не до последних достижений науки и техники. С другой стороны, государство, на словах обещая всяческую поддержку научным исследованиям и молодым ученым, на деле способствует скорейшему разложению науки и образования. На эти обе отрасли государству всегда не хватает средств, закрываются сельские школы, у ученых отбирают надбавки, а их чистая зарплата едва выходит за рамки прожиточного минимума. Захочется ли при таком раскладе получать какие-то знания, поднимать научный потенциал страны? Вряд ли. Даже простая грамотность уже не входит в список обязательных умений человека, что уж говорить об освоении элементарного минимума знаний образованного человека. Остро стоит вопрос престижа науки. В капиталистическом строе, которым наша страна живет уже 20 лет, упор делается не на знания и культуру, а на деньги, которые можно заработать, имея узко специфичные навыки. Опять же при нынешнем положении дел и политическом курсе быть ученым практически равно быть нищим, что также не способствует популяризации получения знаний у молодежи. Таким образом, то, что страна по уровню развития отстает на десятки лет от Запада, что средневековые понятия снова завоевывают умы и старшего, и младшего поколения, что никакого позитивного выхода из этой ситуации при нынешнем политическом курсе нет – вина целиком и полностью правительства, которому выгодно иметь послушное стадо, без знаний, без собственного мнения. Такими людьми проще управлять, обирать, принимать в отношении народа любые унизительные и деспотические законы – никто и слова не скажет. Не пора ли одуматься? А. Корнева.
|