Вторник, 18.09.2018, 16:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 376

Начало » Статьи » №42 (872) 26.10-01.11.2012 » Статьи

Оптимизация «Авроры»
За что легендарный крейсер исключен из Регистра

Начало ХХ века было ознаменовано для русского флота торжественным спуском на воду нового крейсера «Аврора», сверхсовременного по тем временам военного судна. 11 мая 1900 г. в Санкт-Петербурге за первым выходом корабля наблюдал весь высший свет столицы. В присутствии императорской четы под залпы артиллерийского салюта стоявших на Неве кораблей, под звуки военно-духового оркестра и многотысячных возгласов «ура» крейсер благополучно сошел на воду. На верхней палубе корабля в составе почетного караула находился 78-летний матрос, служивший на легендарном фрегате «Аврора», в честь которого и назвали новый крейсер. На спуске присутствовал бывший офицер прославленного парусника, а теперь вице-адмирал К.П. Пилкин. Заслуженным ветеранам отдавала честь молодая команда, выражая преемственность традиций российского флота. По мере выхождения крейсера «Авроры» из эллинга на нем были подняты государственные и военно-морские флаги России.
В октябре 1917 г. крейсер «Аврора» дал знаменитый залповый сигнал к началу Октябрьской революции уже под красным вымпелом. В первый юбилей Октябрьской революции, 7 ноября 1927 г., на крейсере в торжественной обстановке был поднят Краснознаменный военно-морской флаг. В годы Великой Отечественной войны «Аврора» принимала участие в обороне Ленинграда и неоднократно подвергалась авиационной бомбардировке. В августе 1943 г. на крейсере осколком снаряда Краснознаменный флаг был сбит, но моряки незамедлительно подняли его из воды. Ведь флаг – это не только атрибут боевого судна, но также честь и гордость экипажа. Даже во время крушения корабля флаг уходит под воду последним.
Впервые флаг не был поднят на «Авроре» спустя столетие. Без всяких видимых причин и оснований 16 октября 2012 г. легендарный крейсер, участник трех войн и двух революций, славный символ российского флота, покинули последние моряки, проходившие здесь срочную службу. Они уходили понуро, без музыки и салюта. Огни на «Авроре» были погашены, в каютах – пустота. На борту остались лишь десяток штатских служащих, в основном отставники-пенсионеры, под руководством 84-летнего директора музейной экспозиции.
Почему в декабре 2010 г. крейсер «Аврора» приказом министра обороны России Анатолия Сердюкова был выведен из боевого состава ВМФ и передан на баланс Центрального военно-морского музея, до сих пор непонятно. Формальной причиной считается вечеринка в ночь на 6 июня 2009 г. во время Петербургского экономического форума, вызвавшая широкий резонанс в обществе. Тогда на главном по статусу боевом корабле ВМФ России с размахом отметил свой пятилетний юбилей журнал «Русский пионер». Музыкальное шоу, танцы, выпивка, ныряние за борт – все это происходило в центре Северной столицы на глазах у изумленной публики. От скандала не спасло даже то, что на палубе развлекались такие гости, как полпред президента в СЗФО И. Клебанов, губернатор Санкт-Петербурга В. Матвиенко, министр экономического развития Э. Набиуллина, бизнесмен М. Прохоров и прочие VIP-персоны.
Расследованием обстоятельств скандальной вечеринки занимались Минобороны и Главная военная прокуратура, признавшая в итоге пьянство на военном корабле нарушением закона. Прокуроры внесли представление главкому ВМФ В. Высоцкому. Был уволен командир «Авроры» А. Бажанов, понижен в должности командующий Балтийским флотом В. Мардусин.
Скорее всего, дикая оргия, которую вполне можно причислить к акту вандализма, послужила не причиной, а поводом для расформирования воинской части на судне и исключения боевого корабля №1 из Регистра военных кораблей России. Понятно, что эта мера не устраняет возможность подобных вопиющих инцидентов в будущем, а, наоборот, создает условия для безнаказанных повторений. Известно, что в настоящее время российские музеи по причине недостаточного финансирования вынуждены зарабатывать проведением корпоративных праздников и заказных вечеринок.
Вместе с тем лишение флагманского крейсера российского флота особого статуса не бумажная формальность, а настоящий смертный приговор. Последний раз «Аврора» ремонтировалась еще при советской власти – в 1984–1987 годы. После этого в Минобороны РФ даже не заикались о ремонте. Теперь, когда списанный крейсер переведен с военного довольствия на музейный паек, вопрос о его гибели стал в полный рост.
«Сейчас я очень обеспокоен и выражу мнение всех флотских офицеров, которые пришли в негодование оттого, что убрали экипаж, – сказал во время пресс-конференции по проблеме «Авроры» Г. Киселёв, командовавший крейсером в 1976–1984 годы. – Сегодня «Аврора» самый старый корабль ВМФ России. Вопреки распространенному мнению, крейсер держится на воде вполне самостоятельно и требует специального обслуживания. Экипажа должно быть минимум в три раза больше, чем гражданских лиц, обслуживающих сейчас судно. Иначе «Аврора» просто опасна для посетителей».
Это опасение разделяет и И. Курдин, председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников: «Если «Аврора» опустится на грунт, то просто завалится и никакие цепи и штанги ее не спасут. Поэтому «Аврора» должна оставаться военным кораблем, а не музейным экспонатом с инвентарным номером».
Сегодня состояние «Авроры» действительно вызывает опасение. Давно прогнила и течет палуба, заржавело днище, неисправна система вентиляции. К тому же под «Авророй» вырыт котлован глубиной более десяти метров, чтобы крейсер не сел на мель и не опрокинулся. Но котлован уже давно заилился – между грунтом и судном расстояние не более полутора метров. Если произойдет соприкосновение корабельного днища и дна Невы, то корабль и впрямь завалится на борт.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, военные моряки предложили компромиссное решение проблемы. По их мнению, «Аврора» может быть отнесена к составной части ВМФ России – вспомогательному флоту как вспомогательное судно с гражданским экипажем. Моряки уверены, что это позволит набрать на крейсер полноценный штат специалистов на адекватные зарплаты, а не на копеечные музейные оклады. Также, оставаясь в строю, «Аврора» сможет участвовать в военно-морских парадах, нести Андреевский флаг и гюйс, обучать курсантов и студентов морских вузов, принимать официальные делегации. Защитники «Авроры» доказывают экономичность своего предложения и утверждают, что «музеефикация» крейсера в разы сложнее и дороже, чем его сохранение в составе флота России.
Однако, похоже, у Минобороны свои резоны. Согласно принятому в ведомстве А. Сердюкова решению, сегодня «Аврору» обслуживают не военные специалисты, а… две сервисные компании, которые специализируются на обслуживании военных городков. Эти компании являются дочерними фирмами Министерства обороны, то есть находятся под его юрисдикцией и контролем. Таким образом, Мин-обороны, исключив «Аврору» из своего реестра, оставило за собой право получать прибыль от сервисной эксплуатации этого теперь уже постороннего, неведомственного объекта. Причем, по мнению директора военно-морского музея, которому передали разжалованный крейсер, это вполне нормально. «Приказ трактуется однозначно, – считает А. Лялин, штатский директор Центрального военно-морского музея. – С нашей точки зрения он очень положительный. Эта реорганизация и оптимизация в нашем случае играет положительную роль».
Оптимизация – похоже, вот отгадка списания «Авроры». Этот термин, ставший в условиях экономики современной России синонимом «ликвидации», определяет главные тенденции в Вооруженных силах РФ последних лет. В частности, по состоянию на 2012 год в результате оптимизации сильно «похудел» российский флот, несмотря на колоссальные затраты на него. С 1991 по 2011 год из 110 боевых кораблей океанской зоны осталось 12, из 62 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения служат лишь девять, из четырех тяжелых авианосных крейсеров сохранился один. Теперь участь оптимизации разделил и флагман «Аврора». Нет больше корабля №1 в боевом строю. Российский флот символически обезглавлен...
Конечно, можно не вмешиваться в политику, а просто высказывать свое мнение. Однако любой общественный вопрос в конечном итоге, как правило, упирается в политику...
Символ российского флота стал жертвой политики военной реформы, основанной на «оптимизации» вооруженных сил, как говорится, под самый корень и коммерциализации их остатков... Впечатление такое, что вся система управления реформами такого сложного организма, как российские вооруженные силы, основана на действии простенького прибора-датчика, у которого есть всего два деления – «выгодно» и «невыгодно».
Именно поэтому Минобороны сознательно избавляется от «Авроры». Проблем от нее много, а видимой выгоды почти никакой. Иначе чем объяснить «бухгалтерское» списание знаменитого крейсера? Ну не местью же за то, что в Октябре 17-го по радио с «Авроры» было впервые передано ленинское воззвание «К гражданам России!», объявившее всем гражданам страны о падении власти хапуг и временщиков. Или, быть может, за это тоже?
Д. МИРОНОВ-ТВЕРСКОЙ,
правнук механика крейсера «Аврора», участника Русско-японской войны А.Р. Миронова.
«Советская Россия» от 25.10.12.
Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (25.10.2012)
Просмотров: 74 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz