Пятница, 26.04.2024, 02:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №32 (862) 17.08-23.08.2012 » Статьи

последние дни Союза
18 августа 1991 г. вице-президент СССР Г. Янаев издал Указ о вступлении в должность президента СССР «в связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения своих обязанностей М.С. Горбачевым» (он в это время отдыхал в Крыму).

Тупиковая ситуация
В тот же день советское руководство выступило с заявлением, подписанным Г. Янаевым, В. Павловым и О. Баклановым, в котором говорилось о введении чрезвычайного положения в отдельных местностях СССР с целью обеспечения законности и порядка сроком на 6 месяцев. Для управления страной был образован Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) в составе: О.Д. Бакланов – первый заместитель председателя Совета обороны СССР; В.А. Крючков – председатель КГБ СССР; В.А. Павлов – премьер-министр СССР; Б.К. Пуго – министр внутренних дел СССР; В.А. Стародубцев – председатель Крестьянского Союза СССР; А.И. Тизяков – президент Ассоциации госпредприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи; Д.Т. Язов – министр обороны СССР; Г.И. Янаеве – и.о. президента СССР.
Затем по всем телерадиоканалам прозвучало «Обращение к советскому народу». В этом документе есть строки, актуальные и сегодня: «Над нашей великой Родиной нависла смертельная опасность! Начатая по инициативе М.С. Горбачева политика реформ <…> зашла в тупик. На смену первоначальному энтузиазму пришли безверие, апатия и отчаяние». В своем обращении ГКЧП изложил программу действий по выходу из кризиса. Одним из ее пунктов было проведение широкого народного обсуждения нового Союзного договора, от которого зависела судьба всех народов СССР. К сожалению, приступить к выполнению этой программы не удалось. Попытка «смены курса» потерпела провал.

Причины поражения
О событиях 19-21 августа 1991 г. написано и сказано немало. Для одних они стали судьбоносными, для других – трагическими. И все-таки многих до сих пор не перестает мучить один и тот же вопрос: почему потерпел поражение так называемый «путч»? на мой взгляд, причин несколько. Во-первых, никто не разъяснил людям поставленные цели. Единственная попытка объяснить суть происходящего превратилась в знаменитую «пресс-конференцию дрожащих рук», которая в значительной степени дискредитировала ГКЧП и все его инициативы. Во-вторых, руководители комитета неправильно оценили обстановку. В-третьих, двурушническая позиция П. Грачева (в то время командующего ВДВ, а затем произведенного «за заслуги» в ранг министра обороны). В-четвертых, большинство из тогдашнего руководства КПСС не поддержало ГКЧП, хотя это был последний шанс спасти страну и партию. В-пятых, сам комитет, к сожалению, как дееспособный руководящий орган не состоялся. Не последнюю роль здесь сыграло и отсутствие в его составе выдающихся личностей, за которыми бы пошли в огонь и в воду народные массы. В подтверждение этого в одной из документальных телепередач о событиях того времени был показан, например, кающийся Д. Язов. Смотреть на него без омерзения было нельзя. К тому же не мешало бы членам ГКЧП прежде досконально изучить работы В.И. Ленина «Марксизм и восстание» и «Советы постороннего», чтобы затем, исходя из реальной обстановки, применить их положения на практике. И, наконец, в-шестых, плохая организация, а главное – боязнь ответственности за принятие решений членами ГКЧП. Все это обернулось тем, что переворот носил верхушечный характер. Сложившейся обстановкой воспользовались, перейдя к решительным действиям, экстремисты и псевдодемократы.
Известный российский философ А. Зиновьев, которого уж никак не заподозришь в любви к советской власти и социализму, писал 26.08.1991: «Руководители КПСС должны были понимать, что Советский Союз выстоял в войне с Германией только благодаря тому, что был коммунистической страной. И теперь Советский Союз способен выстоять в «теплой войне» только как коммунистическая страна. Разрушение коммунизма равносильно разгрому страны».
А вот что, например, сообщала газета «Труд» (24.08.1991) о первых днях эйфории, вызванной поражением «путча»: « Хунта прошлась БТРом по жизненным планам…» – «Вечером 22 августа в присутствии тысяч москвичей <…> состоялся демонтаж памятника Железному Феликсу» <…> Над площадью прозвучало: «Есть первый экспонат для будущего музея поверженных идолов!» – Главнокомандующий ВВС генерал-полковник Е.И. Шапошников заявил о своем выходе из рядов КПСС. Это же сделали его заместители». Комментарии, я думаю, излишни.

Хуже не бывает
Однако за победой над «путчинистами» не последовало главного – решительных и убеждающих перемен. Общие перспективы страны так и остались неопределенными. Население, согласно опросам, не увидело в августовских событиях коренного поворота к демократии. Недаром М. Горбачев и Б. Ельцин становятся для россиян отрицательными фигурами. Первоначальные положительные оценки августовских событий довольно быстро снизились, а в качестве общезначимых для большинства они признаны только в негативном смысле – как символе распада, утраты и катастрофы. Августовские события 1991 г. положили начало многочисленным трагическим последствиям: развал СССР, кровавые октябрьские события 1993 г., чеченская бойня, холуйство верхов перед Западом.
После эйфории 1991 г. государство надолго забыло о простых людях, которые в советские годы не жалели сил и здоровья, чтобы сделать его могучим и независимым. Однако народ, пусть и с опозданием, но начинает понимать, что его тогда элементарно обманули рассуждениями о «свободах» (хотя «свобода» и «несвобода» в России имеют отвратительный вид), «демократии» и «общечеловеческих ценностях» те, кто действительно руководил контрреволюцией.
Словом, хуже того, что случилось с нами после августа 1991 г., не бывает. Правда, некоторые СМИ до сих пор сожалеют, что «эпохальные исторические события не нашли отражения в календаре памятных дат, события трех дней, определившие будущее страны на многие годы…»
Только факты красноречиво говорят о противоположном. В стране сложилась тупиковая ситуация (история повторяется): куда ни кинь – везде руины… А над руинами тандем. Россия «сейчас похожа на поднятую со дна путинскую амфору – гламурно-чистенькую, но с отбитым дном, через которое утекают мозги, руки, надежды, иллюзии…»
Поэтому совершенно очевидно, что выход из кризиса и создание эффективной модели общества, которую уже 21 год тщетно ждет Россия, невозможны при сохранении у власти нынешней правящей группировки, которая не сознает ни природы кризиса, ни закономерностей его развития, ни масштабов грозящей катастрофы. Она по-прежнему, несмотря ни на что, не перестает разглагольствовать о «новой и свободной России».
Выход из тупика смогут обеспечить, и я в этом глубоко убежден, лишь народно-патриотические силы во главе с КПРФ – защитницей интересов трудового народа и реальной оппозицией действующей власти.
И наша главная задача – не бездействовать в эти тяжелые для судеб отечества дни, а поддерживать словом и делом Коммунистическую партию в ее борьбе за лучшее настоящее и будущее всего российского народа. И особенно сейчас – в период подготовки к выборам депутатов Законодательного Cобрания области и губернатора. От этих выборов зависит многое.
Б. Земец, учитель.
Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (20.08.2012)
Просмотров: 378 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz