Четверг, 20.09.2018, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 376

Начало » Статьи » №14 (945) 11.04-17.04.2014 » Статьи

Праздник освобожденного труда

История о субботнике, Ленине и бревне

Современная российская действительность – это удивительная смесь эпох, в которой имперские символы сочетаются с советскими, а в капиталистические отношения вплетаются элементы, присущие исключительно социалистическому обществу.

Традиция другой эпохи

Ярким примером последнего являются субботники. Ежегодно с наступлением весны власти начинают призывать граждан к выходу на работы по благоустройству территории, приведению в порядок парков, скверов, детских площадок и т.д.

Само собой разумеющимся считается то, что работы эти проводятся на безвозмездной основе. Такая особенность, весьма нехарактерная для капиталистической эпохи, вызвана тем, что несколько поколений советских граждан привыкли к участию в субботниках.

Согласно общепринятой терминологии, субботник – это сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные.

В период СССР очень часто использовалось словосочетание «Ленинский коммунистический субботник». Объяснялось это тем, что в масштабах Советского Союза это мероприятие было приурочено к 22 апреля, дню рождения Ленина. Однако в течение года проводилось немало других субботников, рангом поменьше.

Фраза «ленинский субботник» породила ошибочное представление о том, что вождь мирового пролетариата и стал автором самой идеи «праздника освобожденного труда». У многих существует такой стереотип – «Субботники начались после того, как Ленин взялся за бревно». Но на деле все было не так.

Три паровоза за ночь

Весной 1919 года Советская Россия находилась в тяжелом военном и экономическом положении. Одной из серьезных проблем была плохая работа железных дорог, в частности нехватка паровозов. В ответ на призывы об улучшении работы железнодорожного транспорта группа рабочих депо Москва – Сортировочная Московско-Казанской железной дороги приняла решение о работе дополнительно, после окончания рабочего дня и бесплатно.
Первое такое мероприятие состоялось в ночь на субботу, 12 апреля 1919 года. К 6 часам утра, после 10-часовой работы, 15 рабочим удалось отремонтировать три паровоза. Было решено, что такие акции будут проходить еженедельно, вплоть до полной победы над Колчаком.

Имена участников первого субботника известны – 13 коммунистов (Е. Апухтин – слесарь, И.Е. Бураков – слесарь, Я.Ф. Горлупин – слесарь, М.А. Кабанов – слесарь, П.С. Кабанов – слесарь, А.В. Каракчеев – слесарь, Я.М. Кондратьев – машинист, В.И. Наперстков – слесарь, Ф.И. Павлов – котельщик, П.С. Петров – слесарь, А.А. Сливков – машинист, А.И. Усачев – слесарь, П.И. Шатков – слесарь) и 2 сочувствующих (А. В. Кабанова – чернорабочая, В.М. Сидельников – слесарь).

Первый субботник был классической «инициативой снизу», искренним порывом неравнодушных людей. И он нашел отклик и понимание. На аналогичную акцию 10 мая 1919 года вышли уже 205 человек, что привлекло широкое внимание журналистов и политических деятелей.

Именно после субботника 10 мая 1919 года Владимир Ленин написал статью «Великий почин», которая стала идеологическим обоснованием нового движения.Субботники Ленин назвал проявлением героизма трудящихся масс, начавших практическое строительство социализма. Подобный энтузиазм масс в условиях войны и разрухи вождь охарактеризовал как проявление нового, коммунистического отношения к труду.

Движение набирало обороты, и в начале 1920 года было принято решение о проведении 1-го Всероссийского субботника. «Праздник освобожденного труда» был логично назначен на 1 Мая – День международной солидарности трудящихся.

Как Ленин взялся за бревно

Именно субботник 1 мая 1920 года стал легендарным, сохранив для потомков память о скромном бревне, лежавшем на территории Кремля. Совершенно логично, что на первый в истории Всероссийский субботник вышли и руководители Советского государства, решившие личным примером поддержать новую традицию.

Работали они на территории Кремля, которая не приводилась в порядок фактически со времени боев, происшедших в Москве во время Октябрьской революции. Юнкера, оборонявшие Кремль в октябре 1917 года, использовали для создания завалов и баррикад на его территории бревна, оставшиеся от существовавших там до революции купеческих рядов. По одной версии, это были элементы конструкции, по другой – не распиленные дрова, приготовленные для отопления.
Обстановка в стране была такова, что до мая 1920 года у советского правительства, переехавшего в Москву, не было ни времени, ни сил на приведение территории Кремля в порядок. Поэтому благоустройство кремлевской территории и стало главной задачей работников Совнаркома 1 мая 1920 года.

Понятно, что эти люди не слишком подходили для перетаскивания бревен, поэтому работали они совместно с базировавшимися в Кремле курсантами Первых Кремлевских пулеметных курсов. Именно эти тогда еще совсем молодые люди и оставили большинство воспоминаний о том историческом субботнике. По свидетельству очевидцев, Ленин таскал бревна наравне со всеми. При этом бревна были настолько массивными и тяжелыми, что переносили их зачастую вшестером, а то и ввосьмером.

Ленинский вклад в эти работы равнялся вкладу, который мог внести 50-летний человек, меньше чем за два года до этого перенесший тяжелое ранение. Тем не менее, Ленин действительно провел на субботнике несколько часов и покинул его по весьма уважительной причине – для участия в церемонии закладки памятника Карлу Марксу, где присутствие первого лица Советского государства было идеологически необходимым.

Превращение Ильича в силача

Ничего удивительного в участии первого лица государства в мероприятии, которому придается историческое значение, нет. Однако после смерти Ленина стал формироваться миф о нем. В итоге со временем Ильич превратился в этакого силача, в одиночку перетаскавшего то ли сосновый бор, то ли дубовую рощу.

Подобное мифотворчество, разумеется, стало вызывать скепсис и иронию, которые вылились в миф о «надувном бревне». Правда, достать в Москве весны 1920-го надувной муляж бревна было так же легко, как самому Ленину перетаскать все кремлевские бревна. Не говоря уже о том, что в 1920 году Ленин был еще жив, и создание мифа вокруг его имени даже не начиналось. Историческое значение субботнику 1 мая 1920 года придали позднее, а в тот день о пиаре никто и не подумал – достаточно сказать, что Ленин с бревном запечатлен всего лишь на одной фотографии, чего явно мало для создания громкого пропагандистского эффекта.

Кстати, это вот отсутствие фотодокументов и привело к тому, что советские художники создали целую галерею картин на тему «Ленин и бревно», руководствуясь своими представлениями о том, как это могло бы выглядеть. Собранные вместе, они выглядят достаточно забавно, порождая мысль о том, что вождь действительно заткнул за пояс остальных участников мероприятия.

Скептики отмечают, что количество людей, оставивших воспоминания о совместной с Лениным переноске бревен, исчисляется чуть ли не сотнями. На самом деле ничего удивительного в этом нет – поскольку субботник в Кремле стал историческим событием, многие захотели «приобщиться к истории». Вряд ли тех, кто носил бревно с Лениным, больше, чем самозваных друзей Высоцкого или свидетелей, лично видевших убийство Кеннеди.

Полезное наследство

Что касается самих субботников, то надо признать, что чем дальше, тем больше они из статуса добровольного стали переходить в разряд добровольно-принудительных мероприятий. Главным месяцем проведения Всесоюзных субботников оставался апрель, поскольку именно в этом месяце родился Ленин, а также состоялся первый субботник в 1919 году. На предприятиях страны в этот день рабочие могли (по собственному решению) трудиться бесплатно, а советское ТВ сообщало о небывалых трудовых успехах в «праздник освобожденного труда». 

Субботник воспринимался без негатива, но не более чем дань традиции. Советские граждане, не занятые в промышленности, а также советские школьники и студенты в дни субботников занимались делом, которое делало их ближе к Ленину – убирали территорию, прилегающую к учреждениям и школам.

Распад Советского Союза на время прекратил традицию субботников, но ненадолго. Уже в середине 1990-х в Москве при мэре Юрии Лужкове субботники обрели вторую жизнь. О Ленине и их коммунистической составляющей уже вслух не напоминали, однако об исторических корнях не забывали. Достаточно сказать, что сам Лужков на одном из таких мероприятий появился перед журналистами… с бревном.

Да, традиция дня бесплатного труда не слишком вписывается в капиталистические реалии. Но в ней нет ничего плохого, как и в желании главы государства подать личный пример.

Андрей Сидорчик
«Аргументы и факты», 4 апреля 2014 года

 

Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (12.05.2014)
Просмотров: 32 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz