Четверг, 28.03.2024, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №41 (871) 19.10-25.10.2012 » Статьи

Школа – второй дом?
С разрушением СССР и обретением нынешней страной первого президента некогда славившаяся классным образованием во всем мире советская школа стала меняться. В худшую сторону. Один из главных индикаторов показателен – малограмотность и снижение интеллекта абитуриентов.
Постепенно образование, как и остальные сферы нашей жизни, становилось услугой. Даже чиновники от образования в открытую заговорили о том, что в школе «дают знания», а воспитанием должны заниматься в семье. Школа стала «калькой» вуза: преподаватель пришел – отчитал свой час, ушел. Кто захотел – усвоил знания, а неуспевающий – отчисляется. При этом стали не только «урезаться» учебные программы и сокращаться часы на их преподавание, но и изыматься привычные школьные предметы. Какой-то чиновник решил, что не нужна детям астрономия. И – бац! – ее убрали. Теперь при опросах выясняется, что многие школьники не знают, когда жил Пушкин и Маяковский, кто автор известного советского, как сейчас говорят, шлягера «Чтобы тело и душа были молоды…», и даже полагают, что Земля вращается вокруг… Луны!
Как говорится, пришла беда – открывай ворота… Улицы захлестнула подростковая преступность, а в самих школах ученики не только стали «ходить на головах», но и без опаски совершать правонарушения, в том числе насильственные преступления.
И тогда в Минобре решили ввести новые должности – социальных педагогов. Казалось бы, задумка неплохая. Однако, как говорил г-н Черномырдин, хотели как лучше, получилось как всегда… Социальные педагоги, хоть и работали в школе, но были закреплены в штатах учреждений дополнительного образования. А значит, получали меньшую, чем школьные учителя, заработную плату. В дополнение к этому оставались без… педагогического стажа. В итоге благие помыслы так ими и остались. Помочь навести порядок взялось Министерство… внутренних дел. Сославшись якобы на зарубежный опыт, в школы направили милиционеров. В августе 2005 г. тогдашний министр внутренних дел РФ Р. Нургалиев рассказал «Российской газете», что введение штатных должностей школьных инспекторов милиции полностью себя оправдало. Именно поэтому руководство МВД обратилось к главам регионов с предложением профинансировать штатные милицейские «единицы» в школах. Как считали в этом правоохранительном ведомстве, в России в каждой школе должен появиться новый педагог – в погонах. Не стали они исключением и в стенах владимирских школ.
Известный педагог депутат Московской городской думы Е. Бунимович накануне нового 2006-2007 учебного года так прокомментировал нововведение:
– Появление в школьных стенах человека в форме означает капитуляцию всей нашей педагогической системы.
Автор этих строк беседовал с одним из владимирских школьных полицейских. Ю. Смирнова, офицер милиции, уже полгода работала одновременно в трех владимирских школах. В каждой ей выделили служебный кабинет.
Вот что бывшая инспектор по делам несовершеннолетних тогда рассказала:
– Дети не знают российское законодательство, в том числе не представляют, каковы их права, что такое правонарушения и какова ответственность за их совершение. Даже, несмотря на то, что есть соответствующий учебный предмет... В глаза бросается возросшая агрессивность большинства детей. Они стали жестче... У меня сложилось впечатление, что ребята не умеют себя вести, а родители не представляют, какие в действительности, за пределами квартиры, их чада. Даже между собой сверстники не умеют общаться, любые возникающие споры решают кулаками. Мое присутствие воспринимают абсолютно индифферентно: еще один взрослый рядом, пусть и в форме. Если на улице наличие сотрудников милиции сдерживает кого-то из взрослых от правонарушений, то в школе дети, не стесняясь милиционера, привычно нецензурно выражаются, пока их жестко не одернешь. Иные в ответ – грубят. Словом, дети, выражаясь их языком, без тормозов...
...Прошло четыре школьных учебных года. В области уже не один, а 26 школьных инспекторов. Почти все они – молодые женщины. Выходит, бросили в эту «пучину» самых что ни на есть новичков, не набивших еще шишек на профессиональном поприще.
…Сегодня о школьных участковых уже не вспоминают. Зато на днях президент В.В. Путин заявил, что школа должна не только давать знания, но и воспитывать. Не поздно ли опомнились?!
Между тем законопроект «Об образовании» стал притчей во языцех. Работа над новым законом «Об образовании» идет с 2009 г. На минувшей неделе Госдума начала его рассматривать.
Как заявил лидер фракции «Единая Россия» А. Воробьев, принять закон планируется в ближайшем декабре, и добавил, что возглавляемая им фракция поддержит этот документ. «Альтернативный законопроект предлагает фракция КПРФ, думаем, что ко второму чтению предложения оппозиционной партии будут рассмотрены и – не исключаю – внесены в правительственный законопроект», – сказал Воробьев.
Совсем иное мнение у депутата Госдумы от КПРФ О. Смолина, одного из авторов альтернативного законопроекта «О народном образовании»:
– Документ пустой. Прежде еще было возможно найти в нем конкретные нормы социального характера. Но после того как его «почистил» Минфин – их не осталось совсем. Позиции, улучшающие материальное положение учителей и студентов, вычеркнуты. Законопроект стал хуже даже по сравнению с тем, в каком виде он был подготовлен правительством России.
Д. Медведев ещё 25 июля сказал, что по многим позициям согласен с депутатом Смолиным. Министр образования Ливанов также дал основания надеяться, что принципиальные замечания депутатов-коммунистов учтут.
О. Смолин сомневается:
– В лучшем случае вернут какие-нибудь копейки из тех, что хотели отобрать у учителей. А преподнесут это как большое благодеяние... Мы видим, что текст законопроекта даже ухудшился по сравнению с ныне действующим документом. И поэтому обращаемся к депутатам всех фракций Госдумы с просьбой не принимать его. Просим учителей отправлять письма с критикой этого законопроекта депутатам фракций «Единая Россия» и ЛДПР. Ведь именно они готовы проголосовать за него. Мы хотим донести свою позицию, которую разделяет большинство педагогов, до депутатов. Все реляции о повышении заработной платы учителям мало соответствуют действительности.
На деле получается, что законопроект отнимает у учителей значительную часть той социальной защиты, которая была. Например, льготы по ЖКХ для сельских учителей из него испарились. Отменяется даже мизерная доплата на покупку методической литературы – 100 рублей в месяц. Она была установлена 20 лет назад. Сейчас в законе такой нормы нет. Сказано, что некие компенсации за покупку специальной литературы могут устанавливать муниципалитеты. Но они вряд ли загорятся желанием снабжать учителей бесплатными учебниками. Большинство и без того имеют дефицитные бюджеты и еле сводят концы с концами. Перенос мер социальной защиты с федерального на местный уровень, чего добивается власть, на деле означает отмену этих мер.
О. Смолин говорит, что на определённом этапе была надежда, что к депутатам фракции КПРФ прислушаются. В частности, предлагалось внести поправку к статье о том, что зарплата учителей должна быть не меньше средней по региону, ведь есть такие регионы, где средняя зарплата мизерная:
– Мы считаем, что учитель в любом регионе должен получать зарплату не меньшую, чем средняя по России. Ведь учителя в любой точке страны выполняют примерно одинаковый объем обязанностей. А те регионы, которые захотят и смогут сделать зарплату учителям выше средней по стране, вправе это сделать. Наша идея рассматривалась в Минобразовании, обсуждалась на заседании правительства РФ. В результате – никаких гарантий учителям в этом отношении в проекте закона нет.
Кроме того, мы не понимаем, в каком статусе будут находиться государственные школы лицейского и гимназического профиля. Идет усиленное слияние этих учебных заведений с обычными школами под предлогом того, что они слишком дорого обходятся государству. Но эта, по большому счету, общедоступная система образования детей с углубленным изучением отдельных предметов должна сохраниться. Взамен нее закон предлагает нечто невнятное – школы для особо одаренных.
«Особая одаренность – явление редкое, – резонно заявляет О. Смолин. – Под этим предлогом могут оставить несколько школ для «уникумов» на всю страну. Необходимо прописать в законе, что, реализуя программы углубленного образования детей, лицеи имеют право на дополнительное финансирование. Иначе для всех школ будет действовать единая система подушевого финансирования. И мы получим в результате диктатуру серости.
Парадоксальны и иные статьи законопроекта. Как известно, в нашей стране по Конституции церковь отделена от государства.
– Одна из статей законопроекта, – говорит О. Смолин, – гласит об «особенностях религиозного образования». Мы не понимаем: зачем это надо? В светском государстве религиозное образование должно быть вынесено за пределы государственной школы.
Еще более сложные времена ожидают сельские школы. Облегчаются условия закрытия сельских школ. Раньше для такого необходимо было согласие схода из местных жителей. Сейчас будет достаточно согласия представительного органа. Причем даже не того конкретно населенного пункта, где закрывают школу, а городского или районного округа, к которому школа относится.
В законопроекте говорится о статусе малокомплектных школ, но непонятно, какие учебные заведения смогут на него претендовать. Есть подозрение, что в результате этот статус никто получить не сможет, школы будут закрывать якобы за нерентабельность.
Депутаты-коммунисты уверены: подушевое финансирование необходимо сочетать с финансированием нормативным. Так, если в сельской школе мало учеников и подушевое финансирование не дает возможности вести нормальный учебный процесс, необходимо добавить хотя бы часть недостающих средств.
Несведущие соотечественники, свято верящие всему, что говорится на главных телеканалах страны, где позиция депутатов-коммунистов дезавуируется или замалчивается, в минувшие выходные получили «очередную порцию оптимизма». Д. Медведев заявил, что на образование будет потрачено денег почти столько же, сколько на армию. Это вроде как предусмотрено проектом бюджета, который тоже вскоре предстоит рассмотреть в Госдуме. На самом деле до 2015 г. на образование выделено порядка 600 миллиардов рублей. А на оборону – порядка 8 триллионов. Разница почти восьмикратная.
Эксперт Всероссийского фонда «Образование» О. Сергеев уверен: новый закон разработан непрофессионалами.
– В законе отсутствуют даже такие понятия, как воспитание и учитель. То есть главный субъект образования отсутствует. И о чем вообще говорить?
С другой стороны – есть проект федерального закона «О народном образовании». Он разработан специалистами Общероссийского общественного движения «Образование – для всех» при поддержке фракции Коммунистической партии Российской Федерации в Госдуме. Законопроект предполагает решение основных вопросов государственной образовательной политики, исходя из требований самого образовательного сообщества. Авторы законопроекта исходили из того, что развитие отечественного образования останется лишь благим пожеланием, если нормативно не подкрепить его финансовыми гарантиями со стороны государства.
Сегодня доля расходов консолидированного бюджета России на образование составляет около 3,5% ВВП. В мире финансирование образования – в размере не менее 7% от валового внутреннего продукта.
Именно этот показатель законопроектом устанавливает в качестве государственных гарантий приоритетности и не менее 7% расходов федерального бюджета на финансирование высшего и послевузовского образования. На эти средства в федеральных высших учебных заведениях должны обучаться не менее 260 студентов на каждые 10000 человек, проживающих в Российской Федерации.
Принципиальный вопрос о обязательных предметах. Авторы законопроекта уверены, что таковыми должны быть: русский язык – государственный язык Российской Федерации; литература; иностранный язык (иностранные языки); математика (включая алгебру и геометрию); информатика; история (включая историю России и всемирную историю); обществознание (включая основы государства и права, и на ступени среднего общего образования – краткую историю философии, основы экономики и социологии); география; основы естествознания (природоведение) на ступени начального общего и основного общего образования; физика (включая астрономию); химия; биология; искусство (включая музыку, изобразительное искусство и мировую художественную культуру); технология; физическая культура; ОБЖ.
Этот перечень не дает возможности произвольно изымать из программы какой-либо из указанных предметов, а утвержденный Министерством образования и науки федеральный государственный стандарт среднего общего образования это позволяет.
Надеемся, реализация закона будет поддержана не только участниками образовательного процесса, но и гражданским обществом страны в целом, поскольку он способен снять остроту социального напряжения, вызванного некомпетентным реформированием образовательной сферы в последние годы.
А. ПЕТРОВ.
Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (18.10.2012)
Просмотров: 369 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz