Шедевру советского кино – фильму «Чапаев» – в следующем году исполняется 80 лет. Но он не стареет! Время над ним не властно. А вот новая, молодая лента на тему Чапаева, показанная в феврале на первом канале телевидения, не войдет в сокровищницу киноискусства и будет скоро забыта. Один из рецензентов фильма «Страсти по Чапаю» верно пишет: «Картина сделана без души, любви и подлинной страсти, несмотря на название…» На мой зрительский взгляд, это ещё мягко сказано. Я назвала бы эту очередную поделку нашего-ненашего ТВ вредной, особенно для молодежи. Сейчас с подачи президента все явственнее в стране звучит тема патриотизма – любви к Родине, ее истории, ее героям. Глава государства призывает ученых написать для школьников единый учебник по истории – без конъюнктуры, фальсификаций и разноголосицы, т.е. правдивый. Эта установка, надо понимать, должна касаться и произведений искусства. Но что в действительности? Какие бы сериалы, в частности, ни показывали, во всех один и тот же прием: дегероизация, негативное отношение к советскому прошлому, его очернение и унижение. В чем же выражается дегероизация? В том, что умышленно делается смещение акцентов; педалируются, подчеркиваются моменты негативные, а позитив затушевывается. Героическое «приземляется», на первый план выносится бытовщина, личная жизнь персонажа. Не остается ничего возвышенного, что отличает героическую личность от потребителя и обывателя. От фильма «Страсти по Чапаю» в памяти остаются только сцены пьяного разгула, разврата и жестокости. Какой уж тут пример для подражания в лице легендарного героя – Василия Ивановича Чапаева? Это не Чапаев, а какой-то ловелас, вступающий в любовную связь с женой комиссара Фурманова! Сценаристы додумались до того, что комиссар на почве ревности даже стреляет в Чапаева. Мелкость, бескрылость, пошлость! С той же закваской – принижения, развенчания высокого – сделаны были и сериалы о Жукове и Чкалове. На фронте искусства, а это идеологический фронт, активно работает «пятая колонна». Она, как жучок-короед, точит ствол России, перед этим повалив могучий дуб в лице СССР. Это орудие – разложение душ – посильнее атомной бомбы. Отсутствие идеала, смятение, хаос в умах – все это ведет к преступлениям, пьянству, наркомании. Корень современной российской смуты не столько в экономике, сколько в идеологии, бескрылости и нравственном упадке. Расплодили мелких буржуйчиков, которым сытый желудок застит все прочее в жизни: моя хата с краю, дайте спокойно жевать, мы никому ничего не должны… Другие люди жили в советское время, другой тип человека жил на земле, даже в Америке. Приведу выдержки из книги «Чапаев» о том, что писала об одноименном фильме пресса США в 1935 году: «Наконец на Бродвее был показан «Чапаев». И тогда восторженные голоса прессы и зрителей прозвучали на всю страну. Можно с уверенностью сказать, что такого огромного успеха, таких шумных восторгов публики, такого смеха, таких сдерживаемых рыданий, такого грома аплодисментов и абсолютного единодушия прессы не знал почти ни один иностранный фильм вообще… «Чапаев» идет на Бродвее уже шестую неделю… шесть недель – ежедневно очереди у театра, шесть недель – бурные восторги публики, шесть недель – вся пресса ежедневно пишет о «Чапаеве», не уставая восторгаться этим замечательным произведением искусства, этой колоссальной победой советской кинематографии… Национальное объединение критиков США дало «Чапаеву» высшую оценку – «исключительный фильм»… До какого же падения дошло кино в России при либералах! Нынешние «Страсти по Чапаю» – это демонстрация бесплодия, бездарности, бессилия ненаших «мастеров культуры». Экран заполонили так называемые ремейки – переделки шедевров в сторону искажения и порчи. Каково время, таково и искусство. Н. Павлова.
|