Суббота, 20.04.2024, 17:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №46 (977) 05.12-11.12.2014 » Статьи

«Унылая пора!»: развал образования

3 декабря впервые за несколько лет российские школьники писали аттестационное сочинение. Вопреки здравому смыслу, оно станет допуском к Единому государственному экзамену, хотя по логике должно быть наоборот. Дабы хоть как-то скрыть деградацию российского образования, Минобрнауки подстраховалось: выпускникам дали на выбор три свободные темы и даже разрешили пользоваться орфографическим словарем, однако результаты все равно оказались неутешительные. Проведенная реформа образования окончательно отучила детей думать и излагать свои мысли.

Грамотное общество, мощная промышленность и развитая наука никогда не были нужны нынешнему режиму. Если бы власть действительно хотела провести модернизацию экономики, тогда чиновники не закрывали бы школы и вузы, не перекраивали образовательный стандарт, не уничтожали Академию наук и не вводили ЕГЭ. Однако ученые оказались в новой России на обочине жизни. За 20 лет из нашей страны уехало более миллиона высококлассных специалистов, а в самой России за эти годы не было создано ни одной прорывной технологии.

– У нас есть труба, есть нефть и газ. Но в области высоких технологий Россия отстала от остального мира на 20 лет, и это отставание нужно срочно наверстывать, – уверен нобелевский лауреат, член фракции КПРФ в Госдуме Жорес Алферов.

Но как догонять развитые страны, если качество российского образования снизилось до предела? С каждым годом объем знаний наших школьников становится все скуднее и скуднее, а вместе с ним чиновники вынуждены снижать и проходной балл по ЕГЭ. В этом году российские абитуриенты при сдаче математики (основного предмета) набрали средний балл 39,63 (в 2013 году он был куда выше – 49,59), по физике – 45,76 (54,64 балла в прошлом году), по истории – 45,72 (55,9 соответственно) и т.д. Количество тех, кто набрал от 80 до 100 баллов, наоборот, значительно уменьшилось по сравнению с 2013 годом – со 180 до 120 тысяч учеников. При этом расходы на проведение ЕГЭ растут: если год назад на эти цели выделили полмиллиарда, то в 2014-м объем финансирования составил уже 663 млн рублей, а в следующем полугодии только на видеонаблюдение во время единого экзамена потратят 200 млн рублей. Конечно, такие расходы вряд ли смогут поднять качество образования.

Взять хотя бы школьное сочинение. В конце ноября учащиеся Владимирской области тренировались в его написании. Выпускники должны были за 4 часа сочинить эссе объемом до 350 слов на одну из тем, причем Министерство образования поставило цель выявить не грамотность и подготовку учащихся, а «общее миропонимание ребенка». Т.е. в сочинении на литературную тему необязательно было знать литературу, главное – уметь доказывать свое мнение. Однако и это оказалось для 11-классников затруднительно. Как результат: в среднем по 5 ошибок на 100 слов (т.е. по 15 ошибок в работе) и 151 «незачет» (примерно 10% всех писавших пробное сочинение провалили задание). 

Главное, что выявил экзамен, – крайне низкое качество речи учащихся и полное незнание русской литературы. К сожалению, этим недугом страдают российские дети с самого раннего возраста. Нынешняя система образования неспособна раскрыть перед ребенком все сокровища нашей культуры и нашего языка, оттого русская классика становится для наших детей чужой. Вот что поведала мама учащегося второго класса одной из столичных школ Иоланта Качаева (ее письмо опубликовано в газете «Московские новости»):

«Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали – а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» – тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание – плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!». Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». В интернет-блогах родители пишут то же самое – дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе – стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…

Учительница, как могла, объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают – так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! – говорила учительница. – Вот в четвертом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?» Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, «когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА». И все».

Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!».

Продавленная Министерством образования реформа привела к тому, что наши дети не знают родной культуры, родного языка и родной страны, и возвращением сочинения делу не поможешь. Заваленный экзамен можно будет пересдать – повторное написание эссе пройдет 4 февраля и 6 мая 2015 года, а вот обогатить школьников знаниями русской классики вряд ли за такой короткий срок получится. Когда-то А.С. Пушкина считали создателем современного русского литературного языка, а его произведения – эталоном стиля. Для нынешних учащихся эталоном является телевизор, из которого доносятся только мат и нецензурные выражения. Возможно, вскоре будущие поколения перестанут понимать и нас.

Анастасия Цирюльник

 

Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (08.12.2014)
Просмотров: 196 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz