Пятница, 19.04.2024, 12:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Политика
Разное

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №1 (728) 15.01-21.01.2010 » Разное

Ученье – свет, учителя не в моде…
Вот и наступил Новый 2010 год – Год тигра по восточному календарю и Год учителя по календарю российскому, объявленный Президентом РФ. Как говорится, жить бы да радоваться! Только, к сожалению, этого не происходит, так как слишком «приятные» сюрпризы ожидают сеявших «разумное, доброе, вечное». Однако все по порядку.
Сюрприз первый – Минобрнауки утвердило новые стандарты образования (федеральные государственные общеобразовательные стандарты – ФГОС). С 1 сентября 2010 года они начнут применяться в начальных классах, а чуть позже – во всех остальных. Учителя должны будут не столько учить детей, сколько воспитывать из них «УСПЕШНОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ XXI ВЕКА». И главным результатом «учебы по-новому» станут не знания ребенка, как сейчас, а соответствие личностных качеств ученика образу «человека будущего», каким его описывают ФГОС. Главная установка – САМООБРАЗОВАНИЕ, как основа будущего успеха ученика в жизни. К тому же важны не знания (они же постоянно меняются!), а само УМЕНИЕ их получать и усваивать. Авторы ФГОС считают, что в новом (!) обществе школа не обладает монополией на передачу знаний. Ученик может получать их от учителя, а может и не получать, если для него эффективнее (!) Интернет. Поэтому на уроках основное внимание должно уделяться исследованиям. В учебные планы – уже с 1 класса – включается один час в неделю на выполнение ребенком СОБСТВЕННОГО (!) проекта. И здесь нельзя не вспомнить интервью, данное одной из владимирских газет (20.10.09 г.) кандидатом педагогических наук, проректором по научно-методической работе Владимирского института повышения квалификации работников образования (ВИПКРО) Е.Харчевниковой, в котором она «оригинально» прокомментировала ФГОС. На вопрос корреспондента: «Отзывы учителей о новом стандарте в основном отрицательные: устали от постоянных реформ, не могут каждый раз перестраиваться. А учитель математики не мог понять, как будет преподавать тему дробей с учетом воспитания патриотизма…» ответ был категоричен: «Этот учитель вообще не понимает смысла нового стандарта. Если уж он на дробях не может патриота вырастить, то разве позицию гражданскую он сможет сформировать?». Вот так, не больше и не меньше! Но и это еще не все: «Данный учитель, сравнивая патриотизм и дроби, мыслит очень примитивно… Его переучить… практически невозможно, потому что у него профессиональные стереотипы ЗАБЕТОНИРОВАНЫ… Сегодня учеников надо вооружать не конкретными знаниями, а общими универсальными способами…» Е.Харчевникова «порадовала» еще и тем, что ЕГЭ стал нормой для выпускников 9 и 11 классов. Но теперь появится ЕГЭ и для начальной (!) школы – после 4-го класса. Кроме того, в учебный план школы, согласно ФГОС, вводится 10 часов в неделю на факультативы по разным направлениям с целью организации качественного досуга ребенка. Задача директоров школ – найти (!) механизмы привлечения средств в соответствии с ФГОС, а не только минимума, который дает школе подушевое финансирование. Директор школы сегодня – это не руководитель педколлектива, а МЕНЕДЖЕР, который не обязан знать, как строится (!!!) урок, но он должен знать, как сделать свою школу эффективной, чтобы она стабильно работала и не разорилась. Одним словом, сплошные «перлы», которые вызывают шок. Как, например, понять информацию о том, что «новой» школе фактически не нужны «забетонированные» учителя старшего поколения. А ведь нас когда-то учили уважать профессию учителя. Он, воспитавший не одно поколение, был для нас жизненным ориентиром. Он учил нас уму-разуму, учил читать, писать, жить и любить Родину. Вместе с ним мы постигали науки, радовались успехам и переживали неудачи. «Да завидя учителя, за сто метров надо шапку снимать», – писал М.Горький. Все это, к сожалению, кануло в Лету. И выражение «быть педагогом – это счастье, предназначение, судьба» звучит сегодня как насмешка. В связи с этим возникает «интересный» вопрос: «А где взять «нового учителя», когда в России проблема с педагогическими кадрами стоит очень остро?» Действительно, наша система образования испытывает кадровый голод. В чем же причина этого? Увы, в непрестижности профессии. Слишком долго общество разрушало имидж учителя. И печальный результат налицо: Минобрнауки заявило о системном кризисе педагогического образования в стране, так как в 2009 году педвузы недобрали абитуриентов на бюджетные места. Их доля в 4 раза меньше, чем доля выделенных бюджетных мест. Ежегодно школа нуждается в 30 тысячах молодых специалистов. Однако только 40% выпускников педвузов работают по специальности. К тому же 87% педагогов в российских школах – милые дамы, которые и несут на своих плечах все наше российское образование, находящееся в тисках бесконечных реформ. Школы пока еще спасают пенсионеры. В нашей области, например, каждый пятый учитель – пенсионного возраста, а до 30 лет – всего 5% учителей. Да и пополнение не радует: в прошлом году, например, в школы области пришли всего 69 выпускников ВГГУ (из 842!). Но ведь о будущем-то надо думать! Кроме того, в связи с кризисом новая оплата труда, введенная в 2008 году, начинает давать сбои. При базовой ставке учителя 3380 рублей урезаются или даже исчезают надбавки: за заведование кабинетом, за проверку тетрадей, за руководство школьным метод-объединением, за участие в эксперименте, за призовые места… Поэтому в этом учебном году все чаще стали поступать жалобы по поводу снижения зарплаты. Плюс ко всему сокращаются школьные психологи, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня… Все это ведет к тому, что учителя уходят из школы. А с началом внедрения нового ФГОС этот отток увеличится, на мой взгляд, еще более. Нельзя оставить без внимания и единый государственный экзамен, «мрачная действительность» проведения которого дает полное основание для отказа от этой системы аттестации учеников в будущем. Результаты ЕГЭ красноречиво это подтверждают: наибольшее количество преступлений в сфере образования в период сдачи ЕГЭ выявлено в Москве, Санкт-Петербурге, Чувашской республике, Тамбовской и Тюменской областях… Рособрнадзор не подтвердил результаты 25% 100-балльных работ по ЕГЭ, количество инвалидов, победителей олимпиад и других претендентов на бюджетные места в вузах побило все рекорды. То есть места умных, старательных учащихся, хорошо сдавших ЕГЭ, займут тысячи «блатников», справки по инвалидности покупаются, результаты ЕГЭ тоже. Взяточничество переместилось из вузов в школы, результаты ЕГЭ в нашей области по математике, обществознанию, физике оказались ниже, чем в среднем по России; 211 выпускников не смогли сдать ЕГЭ на удовлетворительные оценки и в результате не получили аттестата о среднем образовании. В итоге окончательно сломана система образования СССР – одна из лучших в мире. И всему виной непрекращающийся реформаторский «зуд» в нашей российской школе, которому, уважаемые читатели, не видно конца. Учителя, к сожалению, к «нововведениям» притерпелись (а зря!), а вот детей жалко. Они вновь и вновь становятся «подопытными кроликами». Школа стала не только местом обучения, но и экспериментальной площадкой. Так, в нашей области за последние 4 года число экспериментальных площадок увеличилось в два раза. Сегодня их – 128. Сюрприз второй – российские школы могут стать автономными образовательными учреждениями. Об этом заявил президент РФ в ноябрьском (2009 год) Послании Федеральному Собранию. Иными словами, автономные школы будут сами зарабатывать себе «на жизнь» (не менее 25% от общего объема средств на свое содержание!). Школа будет зарабатывать на дополнительных платных услугах: за кружковую работу, за аренду спортзалов, бассейнов, теплиц… И выходит, что однажды директор (менеджер!) должен будет сказать: «Моя школа даст ребенку только минимум знаний по стандарту, а все, что за его рамками – платные услуги». И вспоминается карикатура в одной из газет. «Новый русский» – директору школы: «Если за парту сажать по 8 человек, а занятия вести в 4 смены, можно освободить еще 2 класса. Мы тогда откроем стрипклуб и пивную, а вы загребете денег на учебные пособия». Звучит, не правда ли? Только сумеют ли школы самостоятельно зарабатывать деньги? Вот такие «блестящие» (!) перспективы ожидают российского учителя в 2010 году, объявленном, как в насмешку над ним, Годом Учителя. И последнее. Все базовые «ценности» ФГОС можно привить детям только в нормальном гражданском правовом обществе, до которого нам далеко, как до Марса. Поэтому, на мой взгляд, предлагаемый нам ФГОС еще долгое время будет оставаться благим пожеланием. И становится от души жаль группу его авторов во главе с академиком Российской академии образования А.Кондаковым (руководителем проекта ФГОС), которые так «далеки от народа».
Б.ЗЕМЕЦ, учитель.
Категория: Разное | Добавил: STOMA (14.01.2010)
Просмотров: 456 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz