Завтра, 29 марта, исполняется 130 лет со дня выдачи крестьянину Ф.А.Блинову привилегии на изобретенный им «вагон с бесконечными рельсами»
Еще мальчишкой, помогая родителям на барских полях, Федор Абрамович Блинов знал: его предназначение – как-то помочь крестьянам в их нелегком труде. А потому, получив у помещика «вольную», скопив кое-какие средства и проштудировав попавшийся под руку учебник по механике, Блинов занялся свободной творческой деятельностью: постройкой «самохода» для пахоты и всякого рода перевозок. В 1877 году он изобрел «вагон с бесконечными рельсами»: прообраз современного трактора.
«Вагон» Блинoва был деревянным, с паровым двигателем и двухгусеничной паровой системой. Вертикальные баки для воды и топлива устанавливались на раме. Тормозил «вагон», как и современные трактора, устройством типа «горного упора».
В 1878 году департамент торговли и мануфактур выдал Блинoву «привилегию» на изобретение. Через год был изготовлен первый образец «самохода».
Он имел паровой котел на шесть атмосфер, работавший на нефти. Котел приводил в движение две тихоходные паровые машины мощностью 10-12 лошадиных сил. Машина развивала скорость до трех верст в час и могла тянуть несколько плугов одновременно.
«Самоход» Блинoва дважды выставлялся на русских промышленных выставках. В 1889 году его работу демонстрировали на сельскохозяйственной выставке в Саратове. В 1896 году – на Нижегородской промышленной и художественной выставке.
Однако эксперты обеих выставок не оценили гениального изобретения, посчитав его лишь «оригинальной выдумкой». Вместо тракторов Блинова попросили изготовлять...пожарные насосы.
Одна немецкая фирма предложила Блинову купить у него «самоход» за хорошие деньги, обещала наладить массовый выпуск. Но Федор Абрамович, несмотря на большие финансовые трудности, предложение не принял. Свое решение он мотивировал так: «Я русский мужик! Думал и делал для России».
|