«Проверка порядка формирования цены земельного участка, выставляемого на торги, показала, что в 2006 году отдельными распорядительными актами главы города Владимира на победителя торгов возлагались дополнительные условия в виде выполнения работ по благоустройству города, перечисления денежных средств в целевой бюджетный инвестиционный фонд города на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. При этом проведенный анализ показал, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 года «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» органами местного самоуправления определяется:
– начальная цена земельного участка (или начальный размер арендной платы) на основании отчета независимого оценщика;
– величина их повышения (при проведении торгов в форме аукциона);
– размер задатка.
Иначе говоря, действующим законодательством при организации и проведении торгов (в форме аукциона) не предусматривается установление обязательств для предпринимателей по перечислению средств в бюджетный инвестиционный фонд.
Следует сказать и о том, что, по данным Счетной палаты, дополнительные расходы для деловых людей, решивших взять земельный участок в аренду для хозяйственной деятельности, составляют от 111,6 процента до 227,6 процента аукционной стоимости земельного участка.
Приведем конкретный пример. В постановлении главы города Владимира от 2 мая 2006 года «О проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка по адресу: город Владимир, улица Толмачевская» первоначально не были предусмотрены условия по перечислению в инвестиционный фонд города денежных средств. Однако позже, 25 июня 2007 года, распоряжением главы города на победителя аукциона была возложена дополнительная обязанность, кроме арендной платы за земельный участок, перечислить в инвестиционный фонд областного центра деньги в сумме 1950 тысяч рублей.
Но это еще не все. Победителя (ЗАО «Спецтрансстрой») обязали за счет собственных средств выполнить ряд других обязательств. Так, помимо начального размера арендной платы 160 рублей в год за один квадратный метр, дополнительно за счет собственных средств ЗАО «Спецтрансстрой» было вынуждено выполнить для города работы на сумму порядка 2,5 миллиона рублей. В частности, расширить проезжую часть улицы Студеная гора в пределах полученного земельного участка, построить и передать городу 100 квадратных метров жилья.
А вот другой пример. ЗАО «Стройспецмонтаж» было обязано за десять дней до начала работы Государственной комиссии по приему административно-торгового здания по улице Студеная гора перечислить в бюджет города 12,5 миллиона рублей. Интересно, за что?
Может возникнуть вопрос, а что плохого в том, что городская администрация обязывает предпринимателей, берущих в аренду земельные участки в черте Владимира, вкладывать свои средства в инвестиционный фонд областного центра, на его благоустройство и развитие? Ведь столько проблем накопилось в нашем древнем городе, а бюджетных средств на их решение не хватает.
Этот вопрос можно было бы отнести к разряду риторических, если бы не несколько обстоятельств.
Повторяем, поборы с предпринимателей, практикуемые местными органами власти даже на самые благовидные цели, не предусмотрены ни одним федеральным законом. Но и это не самое главное. Обкладывая оброком деловых людей, представляющих малый и средний бизнес, местные власти, вольно или невольно, вынуждают их регулярно увеличивать стоимость выпускаемой продукции и предоставляемых услуг, в которую включаются так называемые «дополнительные условия», то есть поборы. Стоит ли удивляться, что растут цены на жилье, на продукты и товары первой необходимости. Разве органы местного самоуправления не в ответе за это?
Есть еще один аспект этой проблемы. Много, в том числе на самых высоких уровнях государственной власти, сказано, что малый и средний бизнес в России развивается медленно, а его вклад в федеральный бюджет несоизмеримо меньше, чем в развитых странах мира. Но если местные власти и впредь будут использовать малый и средний бизнес как дойную корову, то ситуация к лучшему вряд ли скоро изменится.
И последнее. В ходе проверки, проведенной Счетной палатой, выяснилось, что нормативная правовая база, регулирующая земельные правоотношения, создана не в полном объеме как на региональном, так и на муниципальном уровнях. А там, где молчат закон и право, неминуемо раскручивается чиновничья карусель.
Ю.Луговой.