Большой вклад в Победу над фашистской Германией на различных фронтах Великой Отечественной войны внесли летчики, стрелки-радисты, инженеры и техники пятого штурмового авиационного корпуса под командованием нашего легендарного земляка, Героя Советского Союза, генерал-майора, впоследствии генерал-полковника Николая Петровича Каманина. Но страна узнала о нем гораздо раньше, чем началась война. Много позже ему было суждено сыграть важную роль и в освоении космического пространства.
Молодо – не зелено!
Николай Петрович Каманин родился 18 октября 1908 года в городе Меленки в семье сапожника Петра Ивановича Каманина. В этом же тихом, уютном городке получил среднее образование в школе № 1, которая и ныне считается лучшей. Отсюда в 1927 году Николай уехал в Ленинград поступать в военно-теоретическую школу ВВС.
Успешно окончив ее, он уже в 1928 году продолжил учебу в Борисоглебской летной школе ВВС. В ноябре 1929 года прошел полный курс обучения и получил назначение на Дальний Восток в 40-ю эскадрилью имени Ленина. За четыре года службы в знаменитой в то время части он вырос от младшего военлета до командира крупного авиаотряда. А вскоре имя Николая Каманина узнала вся страна.
13 февраля 1934 года в Чукотском море, в 144 милях от мыса Уэлен, затонул новый советский пароход «Челюскин», раздавленный льдами. На льдине, дрейфовавшей по Северному Ледовитому океану, остались 110 участников арктической экспедиции Отто Шмидта. О том, как вызволяли челюскинцев из ледового плена, написано много и повторяться нет смысла. Заметим лишь, что командиром отряда летчиков, которым было поручено переправить на континент терпевших бедствие исследователей, руководители государства назначили мало кому известного 25-летнего военного летчика Николая Каманина. Случайность? Вряд ли. Командование ВВС, в том числе высшее, уже тогда разглядело в сыне меленковского сапожника нечто такое, что свидетельствовало: молодой офицер не подведет. Разглядело и рекомендовало его политическому руководству СССР в качестве командира отряда летчиков-спасателей.
Пересечение времен
9 марта 1934 года из Петропавловска-Камчатского взял курс на север пароход «Смоленск». На его борту находились несколько экипажей самолетов Р-5 с Николаем Каманиным во главе. Они и должны были спасти челюскинцев. Жизнь распорядилась так, что именно в этот день, 9 марта, на Смоленщине в семье Гагариных родился мальчик, которого родители назвали Юрой. Пройдет еще долгих 26 лет, прежде чем судьбы сына меленковского сапожника Николая Каманина и крестьянского сына Юрия Гагарина пересекутся в Звездном городке – знаменитом Центре подготовки российских космонавтов.
Экипаж самолета Каманина (слева направо):
бортмеханик Горелов, Каманин, штурман Щелыганов.
И не просто пересекутся. Будучи руководителем этого Центра, Каманин вместе с главным конструктором ракетно-космических систем С.П.Королевым и президентом АН СССР М.В.Келдышем утвердит задание космонавту на первый в мире полет вокруг Земли. Имя этого космонавта еще держалось в глубокой тайне. И только в начале апреля 1961 года генерал Каманин официально представил его Государственной комиссии. Это был старший лейтенант ВВС СССР Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля Каманин провожал Юру в исторический полет, открывший ему путь в бессмертие.
Жизнь – подвиг
Вернемся, однако, к челюскинской эпопее. Семерка отважных авиаторов – Анатолий Ляпидевский, Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнев, Иван Доронин и Михаил Водопьянов – спасли всех участников арктической экспедиции Шмидта. Только Каманин за девять рейсов, не единожды рискуя жизнью, вывез на бомбардировщике Р-5 34 челюскинца. Советское правительство высоко оценило подвиг летчиков, изумивший мир: всем семерым авиаторам было присвоено только что учрежденное звание Героя Советского Союза. А «Золотая Звезда», врученная Каманину, была четвертой в стране. Удостоверение Героя Советского Союза на его имя было выписано в Кремле 20 апреля 1934 года.
Россия помнит многих сыновей и дочерей, обессмертивших свои имена лишь одним беспримерным поступком, называемым подвигом. Это – сильнейшие духом люди: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Николай Гастелло, Дмитрий Карбышев, Виктор Талалихин и многие другие. В критические минуты, а порой и секунды, они были способны принимать единственно верное решение и действовать во имя высшей цели за пределами человеческих возможностей. А Николай Петрович Каманин, думается, из той плеяды Героев, у которых вся сознательная жизнь – подвиг.
Война закалила его характер
После челюскинской эпопеи он учился на командном факультете Академии имени Н.Е.Жуковского. Затем служил в должности командира авиабригады, авиадивизии и командующего ВВС Туркестанского военного округа. На войну Каманин попал в октябре 1942 года в звании полковника и в должности командира авиационной дивизии, действовавшей на Калининском фронте. Но уже в марте 1943 года Николаю Петровичу было присвоено звание генерал-майора. С тех пор он начал командовать пятым штурмовым авиационным корпусом. Летчики Каманина громили врага на Курской дуге, освобождали Украину, Польшу, Румынию, Венгрию и Чехословакию. О том, как они воевали, можно судить по таким данным: сотни пилотов, стрелков-радистов, инженеров и техников корпуса были представлены к государственным наградам, а 76 летчиков получили звание Героя Советского Союза. Среди них был и Георгий Тимофеевич Береговой, ставший впоследствии летчиком-космонавтом.
Пресс-конференция космонавта
Г.Т.Берегового. Справа – Н.П.Каманин.
В музее Меленковской средней школы № 1, в которой учился Н.П.Каманин, бережно хранятся многие документы, рассказывающие о его жизни и деятельности. Есть здесь и письма Николая Петровича. В одном из них читаем: «Прошло более 53 лет, как я окончил школу, в которой вы учитесь. Побывать в родном городе, встретиться с вами – мой долг, моя мечта. Думаю, что скоро я буду у вас.
Рассказать в коротком письме о моем участии в войне невозможно. Назову несколько цифр. Летчики, которыми я командовал во время войны, уничтожили: вражеских автомашин более 30 тысяч, железнодорожных эшелонов – одну тысячу, самолетов – 1300, танков – более восьми тысяч и много другой военной техники и живой силы… Передайте мои самые добрые пожелания всем учащимся. Эффективнее используйте время для своего духовного и физического развития. Привет вашим учителям. Н.Каманин».
Во главе Центра подготовки космонавтов
Характер у Каманина был не сахар. Не случайно Герман Титов называл генерала не иначе как «наш суровый батька».
«Действительно, отец обладал волевым, целеустремленным характером, – вспоминает сын Каманина Лев. – В его дневниковых записях можно прочитать такие строки: «Всю жизнь я, как заведенная машина, делаю все с расчетом не терять даром ни одной минуты. Может быть, это кое-кому покажется скучным и серым, но я убежден, что каждый культурный человек обязан планировать свое рабочее и личное время и использовать его наиболее рационально». Он не терпел в людях неумения трудиться и отдыхать, разболтанности и бездарного времяпрепровождения. Но у него было, я бы сказал, врожденное чувство справедливости. Если уж ему приходилось наказывать кого-либо из своих подчиненных, то всегда, как говорится, по заслугам».
В открытой печати генерал-полковника Каманина называли руководителем Центра подготовки космонавтов. Несведущий человек из этого набора слов, конечно, не мог составить хоть какое-то представление о том, какую роль боевой генерал играл в организации пилотируемых космических полетов. И только много позже из рассказов самих космонавтов, а также близких Николая Петровича стало известно, что эта роль была велика.
Если Сергей Павлович Королев нес персональную ответственность за состояние ракетоносителей и космических кораблей, то Николай Петрович Каманин головой отвечал за летчиков-космонавтов, летавших на них, а также за весь процесс их подготовки в Звездном городке. Ведь только при органическом сочетании двух основных факторов – научно-технического и человеческого – можно было рассчитывать на успех той или иной космической экспедиции.
Н.П.Каманин справлялся со своими обязанностями и своей исторической ролью успешно. Неудивительно поэтому, что в должности руководителя Центра подготовки космонавтов он прослужил 11 лет.
В июне 1971 года Николай Петрович ушел в запас. А на его место назначили летчика-космонавта СССР В.Шаталова – одного из тех русских космических орлов, для которых легендарный Каманин был «суровым батькой».