В который раз говоря о российской судебной системе, замечаю, что наш суд –«самый гуманный суд в мире». Но с поправкой: он отражает ту идеологию, которую культивирует современная власть. Сегодня суд защищает интересы только тех людей, у кого лучше связи или кто больше заплатил. В итоге самое простое дело выворачивается наизнанку, а невиновные оказываются на скамье подсудимых. Верна пословица: у сильного всегда бессильный виноват. И суд, и прокуратура игнорируют все доводы стороны защиты, все доказательства невиновности «подсудимого» и выносят решение «по закону» –по закону выгоды и наживы.
Очередным доказательством этого служит дело Н.Е.Лобанова, бывшего генерального директора ООО «Владтрансэнерго», причем дело самое что ни на есть очевидное. Но разбирательство по нему длится уже 4 года. Итак, в апреле-мае 2005 г. проходил ремонт автодороги от грузовой станции «Юрьевец» до насосной станции ВКС. Производило ремонт ООО «Элвика» – нефтебаза, чьи большегрузные бензовозы разрушили дорожное полотно. Остальные компании, пользующиеся этой дорогой, от участия в ремонте отказались. «Элвика», несмотря на всю сложность производимых работ, на то, что они проходили рядом с ЛЭП, взялась за ремонт сама. В качестве рабочих выступили сотрудники «Элвики» (по большей части шофера), а руководил ими прораб Фомин. Т.е. технику безопасности никто из них не знал. Для укладки плит потребовался кран. Обратились к «Влад-трансэнерго». Н.Е.Лобанова в то время не было – он проходил обучение в «Техкранэнерго». В его отсутствие и без его ведома сотрудники ВТЭ выделили «Элвике» кран с крановщиком Степановым. Но т.к. кран был не до конца допущен к работе (в нем изначально отсутствовало устройство «Барьер», которое позволяет работать в зоне электропередач), в путевом листе было написано, что работать ближе, чем 30 метров, к ЛЭП категорически запрещено. Тем не менее крановщика постоянно уверяли, что ЛЭП отключена. Разумеется, это была ложь: вероятно, «Элвика» решила сэкономить на вызове наблюдающего с ВКС, который бы заземлил провода и следил за ходом работ. Несмотря на многочисленные предупреждения крановщика, плиты все-таки стали укладывать на узкую дорогу между двух ЛЭП – на свой страх и риск. Первой путевки не хватило, выписали вторую, но снова не уложились в срок. Тогда крановщика уговорили продолжить работы после окончания рабочего дня. 26 мая, в последний день работ, в 18.20 (спустя почти полтора часа после окончания рабочего дня) при укладке последней плиты произошел несчастный случай. Два стропальщика (тоже шофера «Элвики», не знавшие техники безопасности) получили удар током, от которого один получил серьезные травмы, а другой умер.
По логике и по закону виноваты организатор и производитель работ, которые не обеспечили безопасность ремонтных работ: не отключили ЛЭП и не объяснили рабочим технику безопасности. Однако стали происходить удивительные вещи: сначала дело попытались замять (акты о расследовании и о несчастном случае были составлены не по горячим следам, а спустя 1,5 месяца), затем стали искать виноватых везде, кроме предприятия «Элвики». Возможно, это связано с тем, что, по слухам, генеральный директор нефтебазы Веселов – бывший работник КГБ с хорошими связями. В результате нашли двух виновных – крановщика и Н.Е.Лобанова. Крановщика обвинили в том, что он знал, что линия не отключена, но продолжал работать и, более того, сам руководил всеми работами. Тот факт, что работы велись уже два месяца до появления там злосчастного крана, просто вычеркнули. Следствие также проигнорировало, что и в путевом листе, и в устных замечаниях Степанова говорилось, что работать рядом с ЛЭП запрещено. Н.Е.Лобанова обвиняют в том, что он нарушил правила техники безопасности и иные правила охраны труда, «потому что на нем лежали обязанности по соблюдению этих правил» (!). Но какие именно правила нарушил Лобанов, ни суд, ни прокурор не сказали. Доказательств его вины вообще нет: распоряжения о выдаче крана он не давал, никакого документа за его подписью, что он предоставляет кран, тоже нет. В момент трагедии его вообще не было на производстве. Кроме того, ремонт дороги производил не «Владтрансэнерго», да и предоставленный кран по путевому листу работал только до 17.00, а значит, официально в момент несчастного случая крановщик не работал. Тем не менее суд закрыл на это глаза, и 29 июня 2009 г. (!) – спустя 4 года после трагедии – мировой судья Ленинского района Патрейко вынесла приговор, по которому осудила Н.Е.Лобанова и крановщика Степанова на 1,5 года условно. Осужденные подали апелляцию в Ленинский районный суд, и в ближайшее время судьей Годуниной должно быть вынесено решение. Однако, как сказал обвиняемым прокурор Круглов, на результат в их сторону надеяться не стоит, потому что «какое решение вынес следователь, такое и будет». Кстати, во время следствия на Н.Е.Лобанова, инвалида 1-й группы, инфарктника, оказывалось давление: когда он лежал в больнице под капельницей, к нему пришел следователь и стал выбивать из него признание. Хорошо, что больные подняли шум и общими усилиями выгнали следователя-трудоголика. Вот такой гуманизм.
К сожалению, этот случай далеко не единственный. Несправедливость судебной системы (а не закона!), ее ханжество и зависимость от власть имущих и «денежных мешков» стали уже делом обыденным. По сути, сам суд ничего не решает, не выносит своего, объективного, непредвзятого решения, а лишь озвучивает точку зрения «блатных». Если дело обстоит так, то зачем вообще нам нужны суды? Они стали пустышкой, атавизмом советской эпохи, пережитком прошлого, когда суд действительно отражал интересы народа и пытался дойти до истины. Так, может, судебную систему вообще упразднить?