Вчера, 26 июня, исполнилось 67 лет с тех пор, как наш земляк капитан Н.Ф.Гастелло совершил свой бессмертный подвиг, направив подбитый, охваченный пламенем бомбардировщик на колонну фашистских танков, машин и бензоцистерн на дороге Молодечно – Радошковичи в Белоруссии, которые взорвались вместе с самолетом. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Члены его экипажа лейтенант А.А.Бурденюк, лейтенант Г.Н.Скоробогатый и старший сержант А.А.Калинин посмертно награждены орденом Отечественной войны I степени.
Николай Гастелло родился в Москве, в семье рабочего 26 апреля 1907 года. Трудовую жизнь Николай начал уже в 1923 году. Работал учеником столяра в Москве, затем слесарем на паровозоремонтном заводе в Муроме, куда переехала его семья. В 1928 году стал членом ВКП(б).
В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву. В 1932 году по специальному набору Московский городской комитет ВКП(б) направляет молодого коммуниста Николая Гастелло в Луганское летное училище. Через полтора года он - летчик ТБ-3 (тяжелый бомбардировщик). В 1939 году Николай уже командует отрядом тяжелых бомбардировщиков. Боевое крещение получил в боях под Халхин-Голом, участвовал в финской войне. Осенью 1940 года авиационную часть, в которой служил Н.Ф.Гастелло, перевели поближе к западным границам, в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском. Здесь рано утром 22 июня 1941 года летчики и узнали о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз.
Шел четвертый день Великой Отечественной войны. Танки Гота и Гудериана быстро продвигались по территории Белоруссии – в сутки они проходили до 100 километров. Советское командование делало все возможное, чтобы остановить их дальнейшее вклинивание в боевые порядки Юго-Западного фронта. Особая роль отводилась авиации.
Утром 26 июня с аэродрома Боровское в воздух поднялась эскадрилья дальних бомбардировщиков 207-го авиационного полка под командованием капитана Николая Гастелло – три самолета ДБ-3Ф. Разведка доложила, что в районе шоссе Радошковичи – Молодечно наблюдается большое скопление танков противника. Летчикам был дан приказ их уничтожить.
Жители близлежащего села видели, как в 12 часов над шоссе показались три бомбардировщика с красными звездами на крыльях. Из открытых бомболюков на немецкие танки, броневики и автомашины посыпались бомбы. Все вокруг заполыхало. Немцы, опомнившись, открыли плотный зенитный огонь, и два самолета загорелись. Невредимым остался только один самолет, командиром экипажа которого был лейтенант Воробьев. Выполнив боевую задачу, он улетел на свой аэродром. Второй дымящийся ДБ-3, как позже рассказали местные крестьяне, «ушел в неизвестном направлении».
Памятник Н.Ф.Гастелло в Муроме.
Третий самолет, командиром которого был Гастелло, сбросив бомбы на немецкие танки и расстреливая из пулеметов экипажи фашистских машин, стал уходить, но в это время вражеский снаряд угодил в краснозвездный бомбардировщик. Николаю и его товарищам стало ясно, что до своего аэродрома не дотянуть. Тогда Гастелло принял последнее в своей жизни решение: развернув горящий самолет, он направил его в скопление вражеских танков, бронемашин и бензозаправщиков. Взрыв, огромный столб огня. Сотни немецких захватчиков погибли в нем. В этот же день Федор Воробьев, командир выжившего в том вылете экипажа, написал рапорт, в котором сообщил, что он и штурман лейтенант Рыбас видели, как самолет, ведомый командиром эскадрильи Гастелло, совершил наземный таран. Это было последнее пике Николая Францевича Гастелло и его боевых товарищей. Пике в бессмертие.
За все годы Великой Отечественной войны подвиг Гастелло был повторен 503 раза.