16 декабря в Госдуме приняли в третьем чтении законопроект о регулировании торговой деятельности. Предполагалось, что этот закон должен был сдержать рост цен на продукты, поддержать сельхозпроизводителей в условиях кризиса, навести порядок на организованных рынках и минимизировать влияние рыночной мафии. Несколько лет страна ждала этот закон, но в итоге о регулировании наценок там нет ни слова, и даже те незначительные ограничения, что наложены на крупные торговые сети, имеют обходные пути. Лишь слегка прижат хвост монополистам, а эксперты уже предрекают, что их недовольство отразится на карманах потребителей. Правительство опять нас обмануло… Пик обсуждения законопроекта о торговле пришелся на период значительного роста цен на продовольственную продукцию. Тогда бывший глава Минсельхоза А.Гордеев обвинил в аграрной инфляции крупные торговые сети, злоупотребляющие монопольным положением и устанавливающие запредельные торговые наценки. У сельхозпроизводителей товар скупался за сущие копейки, а на прилавках продукты продавались уже по заоблачным ценам. В результате появились предложения ввести в закон ограничения доминирующего положения на рынке и максимальные торговые надбавки. Владельцев крупных сетей магазинов это не устроило, и они сделали хитрый ход – согласились временно заморозить цены на социально значимые продукты питания в обмен на возможность отложить рассмотрение закона. Предложение было сделано своевременно – как раз перед думскими выборами декабря 2007 года. Позже «заморозку» продлили до президентских выборов. Но и затем правительство под председательством уже В.Путина долго тянуло с разработкой закона и кормило страну сладкими обещаниями. И вот свершилось! Мы, наконец, получили закон, правда, мало отвечающий нашим чаяниям. В первом чтении он был принят 11 сентября. Но ни слова об ограничении торговых надбавок и регулировании взаимоотношений между продавцами и производителями там не было. Длительные дискуссии ни к чему не привели. Коммунисты отстаивали интересы потребителей и товаропроизводителей, но ни одной принципиальной поправки из предложенных ими не было учтено. – Все думали, что выйдет закон, который упорядочит торговую деятельность, будет регулировать цены, определять надбавки, – сказал депутат Госдумы от фракции КПРФ С.Решульский. – Но ничего такого в принятом законе нет. В тексте закона ни слова об интересах покупателя, потребителя, производителя. Где простой гражданин? Неясно. Более того, закон оставляет бесконтрольными сферы внешнеторговой деятельности, торговли на товарных биржах, розничные рынки, сферы купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической и тепловой энергии и иных видов энергетических ресурсов. Как раз в этих секторах процветает спекуляция. Взять тот же бензин – как ни настаивала ФАС, чтобы ценообразование на бензин сделали прозрачным, а воз и ныне там. С пеной у рта защищают интересы нефтяников единороссы – то доказывая, что рост цен на бензин напрямую зависит от мировых цен на нефть, то убеждая, что понижение стоимости нефти в мире не имеет никакого влияние на цену бензина на внутреннем рынке. Абракадабра, в общем. Даже антимонопольная служба запуталась. Сразу становится ясно – друзей олигархов, ворочающих несметными деньжищами, никто обижать госконтролем не намерен. – Нувориши взяли верх над производителями. Они еще не насосались крестьянской кровушки… – прокомментировал закон зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы В.Кашин. – Закон не помешает торгашам обирать село. Сегодня от цены батона хлеба достается только 8% землепашцу, вырастившему его. Остальные 92% – торговцам, посредникам. Мы, коммунисты, сто раз доказывали, что во всем мире в розничной цене труд крестьянина оценивается не ниже 50%. Данный закон закрепляет преимущественное положение перекупщиков и торгашей. СМИ называют этот закон компромиссным. Но компромисс здесь наблюдается лишь между правительством и думским большинством, и между крупными торговыми сетями и крупными же (!) поставщиками. В целом же он содержит две основные новации. Во-первых, запрещает одной торговой компании контролировать свыше 25% рынка продовольствия в отдельно взятом регионе. Во-вторых, правительство получает право устанавливать в одном или ряде регионов на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены «на отдельные виды социально значимых продтоваров первой необходимости». Однако этот механизм будет включаться, если в течение последних 30 дней на территории региона рост розничных цен на эти товары составил 30% и более. И еще закон ограничивает 10% «бонусы», взимаемые торговыми сетями с поставщиков за право продавать у них свою продукцию. Но даже эти новации вызвали лишь здоровый скептицизм у коммунистов. 25% рынка – это очень много, считают представители КПРФ в Госдуме. Эта доля вполне позволяет диктовать свои условия. Можно было бы ограничиться и 5-10%. Неоднократно коммунисты предпринимали попытки развернуть закон в сторону потребителей. Но это только затянуло работу над проектом. Взял верх торгово-спекулятивный капитал, плотно сросшийся со структурами власти. Да и поправка про регулирование роста цен не вызвала восторга. Коммунисты расценили ее как путаную и бессмысленную. В ней не указано, о каких товарах идет речь. Непонятно, как будут контролироваться наценки и будут ли подвергаться «стабилизации» цены, возросшие не на 30, а на 29%, 29,5%? Отсутствие внятных пояснений – на руку торговцам: то, что непонятно, то не наказуемо. – Поправка дискредитирует идею закона, мы обманываем рядового покупателя, принимать ее нельзя, – говорил на заседании С.Решульский. В целом закон совершенно не соответствует своему названию – «Основы госрегулирования…». Он ничего не регулирует, не регламентирует. Этот закон обязан был ответить на вопросы – какими будут цены, торговые надбавки на товары в магазинах и на рынках страны, особенно на социальные товары, продукты питания, коммунальные услуги… Но из него исчезли такие положения, как торговля промышленными товарами, коммунальными услугами, норма о 25% торговой надбавке, существовавшая в проекте перед первым чтением. Куда девались самые важные пункты, нынешний вариант закона умалчивает… Не нашлось в нем места регулированию цен на социально значимые товары. Отсутствует даже их перечень. Те положительные моменты, которые все же как-то отобразились в новом законе о торговле, нивелируются отсутствием четких норм. Опять принят закон, который никакой пользы для граждан не принесет. Партия власти в очередной раз показала, что регулировать что-то не в силах, а вот жизнь осложнить народу – всегда пожалуйста! Ведь недаром эксперты предрекают скачок цен на продукты после принятия этого закона…
В.КОРКИН.
|