Сегодня отмечает 90-летие владимирская гимназия №3. Ее выпускники, как и много лет назад, заметно отличаются от других бывших школяров высоким уровнем знаний. И не только… У стен родной школы: три поколения Королевых (Вячеслав Анатольевич, Ольга Вячеславовна и Семен).
Лица и судьбы Вячеслава Королева, сегодня второго секретаря обкома КПРФ, его родители не случайно после восьмилетки №21 отправили именно сюда получать среднее образование: из стен какой еще школы вышли три Героя СССР, десятки видных ученых, руководителей партийных и советских органов?! Среди владимирских средних школ №3 и еще №1 пользовались непререкаемым авторитетом за высокий уровень выучки своих подопечных.
– Я пришел в третью школу позже, чем одноклассники по 9«А»: уже в октябре 1965-го, – вспоминает Вячеслав Анатольевич. – Сентябрь провел во всесоюзном пионерском лагере «Артек», путевкой в который меня поощрили за активную комсомольскую работу. С первого дня учебы почувствовал: здесь не пошалишь! Зато учителя наряду с требовательностью умели заинтересовать преподаваемыми дисциплинами, заложить надежный фундамент для дальнейшей учебы в высших учебных заведениях. С теплотой вспоминаю наших педагогов, давших мне и одноклассникам путевку во взрослую жизнь. Представьте, из нашего 10«А» 1967 года выпуска и параллельного «Б» выросли будущие партсовработники В.А. Деникин и О.В.Доничев, экс-начальник налоговой службы области В.М.Арефьев, директор департамента промышленности обладминистрации В.А.Кретинин. Да, многие из нас сумели в дальнейшем стать классными специалистами, потому что науки нам преподавали Личности. Это и наша классная руководительница Клавдия Кирилловна, физик, преподававший также и астрономию, М.М.Хисамеев, математик Галина Порфирьевна... Наша директор Н.В.Игнатьева была очень строгая дама, удивительно тонкий психолог. Не дай бог попасть к ней на ковер. От одного осознания того, что окажешься в директорском кабинете, становилось стыдно…
Вот почему именно в эту школу учиться впоследствии отправил и я свою дочь Ольгу. И не разочаровался. Она потом успешно выучилась на юриста в престижном вузе. Когда подрос внук Семен, вопроса, куда пойти учиться, не было: конечно же, в третью гимназию. По стечению обстоятельств, кстати, и я, и дочь, и внук – все из классов с буквой «А»…
Странички истории
В судьбе третьей гимназии удивительнейшим образом соединились истории двух школ. В нынешнее здание гимназия переехала 24 года назад из соседнего, что на Луначарке, куда заселилась сразу после войны. В этом столетнем здании с 22-го по 41-й год была 4-я владимирская школа. Ее ученики в 22-м году написали письмо Н.К.Крупской. Рассказали о житье-бытье, успехах и попросили согласия называться ее именем. Надежда Константиновна ответила, что не возражает… Перед войной школу расформировали. В здании разместили госпиталь, а после Великой Отечественной, когда сюда вновь пришли школяры, но уже 3-й школы, они решили сохранить прежнее название: образцово-показательная средняя школа имени Н.К.Крупской.
Самый первый выпуск 3-й школы состоялся в 1923 году. В нем было 7 человек, трое из которых впоследствии стали докторами наук. Среди них – конструктор и изобретатель В.П.Родовицкий. Школа тогда располагалась в центре города, а называлась – школой второй ступени. Здесь учились с 6-го по 9-й класс. Так сложилось, что за довоенную историю школа не раз меняла помещения. Каждое связано с именами прославленных людей. Так, в одном из них, бывшем Васильевском училище, сегодня известном больше как станция юных техников, в 20-е годы учился диктор Юрий Левитан.
Преемственность
Двадцать лет, как в школе директорствует Г.И.Мартьянова. Не без ее усилий удалось сохранить преемственность былых советских традиций. В минувшем году, к примеру, все выпускники поступили в вузы, в том числе престижные Плехановку и МГУ. Только за минувшее десятилетие здесь выпустили 23 золотых и 32 серебряных медалиста. Ученики меняются, но стабильным остается костяк педколлектива. Сегодня в его составе 67 учителей, трое из которых с гордостью носят звание «Заслуженный учитель России».
– Перед нашими педагогами, – говорит Галина Ивановна, – никогда не стояло вопроса, как заставить детей учиться. К нам, как это громко ни звучит, целенаправленно из года в год приходят, чтобы получить крепкие знания. Мы намеренно потому не вводили специализацию: наши воспитанники должны получить всестороннее образование, да и рановато в 16 определяться, какие предметы важней: литература или математика. Мы сотрудничаем с прогимназией №73, в стенах которой дети получают начальное образование. А потом желающие продолжить его приходят к нам. Правда, мест у нас немного. Сегодня учится 873 человека.
И еще. Наш принцип: школа не только храм знаний, это еще и воспитатель, место, где становятся настоящими патриотами. А помогает в том наш музей. Первые стенды о Н.К.Крупской. Ее старинный полутораметровый портрет, унаследованный еще с давних 50-х годов, в вестибюле первого этажа. Я уверена, что все самое лучшее из опыта советской школы необходимо использовать в нынешней педагогической практике. И мы это делаем...
С именем Крупской и без него
Официально музею 20 лет. Но его экспозиции появились в год новоселья в нынешнем здании. Уже тогда педагоги поняли, с каким азартом через изучение биографий выпускников школы дети будут познавать отечественную историю. И не ошиблись.
У музея есть штатный руководитель – В.С.Бузыкова, преподаватель английского по образованию, по призванию – классный организатор детворы.
– Первоначально музей создавался как музей Крупской. Была собрана с участием школьников масса материалов. И в первый же год случилось ЧП: прорвало трубы, и музей залило. Тогда же пришла перестройка, а затем и смена идеологии. Государство начало низвергать недавних кумиров. По чьему-то указанию сверху школа в 2002 году перестала носить имя Надежды Константиновны. Но мы, педагоги, ясно осознавали, что нельзя переписывать историю в угоду идеологии. А потому всем новичкам, проводя через музейные экспозиции, рассказываем об этом человеке. А то доходит до анекдота. Спрашиваем первоклашку: «Кто на портрете?». Он в ответ: «Первый директор!».
Это не «пробел» в работе педагогов, а беда страны, где культивируются иные ценности, нежели в советские годы.
К слову, при музее есть поисковый отряд «Лыбедь». Ребята ищут выпускников школы, погибших в годы Отечественной войны. Выезжают на места захоронений, порой неизвестные родственникам погибших. Итоги таких экспедиций – в книгах памяти. Сегодня там уже более 70 имен.
...Внешне и изнутри третья владимирская гимназия – школа как школа. Самая обычная. Однако за стенами ветшающего здания – не рутина. Кипит настоящая жизнь: педагоги в союзе со своими воспитанниками растят патриотов. Ведь они знают прошлое, поэтому открыто глядят в будущее, могут быть уверены в том, что им хватит силенок чувствовать себя уверенно в завтрашней взрослой жизни.
Пятиклассник Артем Слюсарев увлекается отечественной историей. Пришел к руководителю музея В.С.Бузыковой – подарить сделанную своими руками модель армейской машины. А.Клыгин. Фото автора и О.Котовой.
|