На прошлой неделе с информацией о работе структурных подразделений администрации области с предложениями и рекомендациями, изложенными в 2008 году по результатам проведенных специалистами Счетной палаты области контрольных мероприятий, на коллегии администрации области выступил председатель палаты В.Д.Чечеткин. Несколькими днями позже он провел пресс-конференцию, чтобы объяснить суть и результаты проведенной работы. Правда, далеко не все журналисты «захотели» понять, что именно имел в виду Виктор Дмитриевич, когда рассказывал о том, что Счетная палата обнаружила нарушения в использовании бюджетных средств почти на 70 млн. рублей. В одной из областных газет сразу же вышел материал, в котором журналист пытался «объяснить» читателям, как «разворовываются» бюджетные деньги. На самом деле все проще и одновременно сложнее, и далеко не у всех журналистов хватает специальных знаний, чтобы разобраться в происходящем. Жаль, что иные наши коллеги и не утруждают себя тем, чтобы их получить и вести с читателями компетентный разговор.
По словам Чечеткина, проверка Счетной палаты выявила нецелевое использование бюджетных средств на сумму почти 70 млн. рублей. Но эти деньги не украдены, а …неправильно использованы. Например, большая часть этой суммы – 61,3 млн. рублей идет по линии медицинского обслуживания льготных категорий граждан, включая обеспечение льготными лекарствами и зубопротезирование.
Так вот, муниципалитеты не присвоили себе эти деньги, а переложили их из одного «кармана», предназначенного для финансирования расходов на областных льготников, в другой – на федеральных льготников. Вроде бы и в первом, и во втором случаях деньги областного и Владимирского городского бюджетов пошли на обеспечение льготных категорий граждан нашей области. Только люди разные. Получилось, что федеральные чиновники забыли про государственные обязательства перед населением области. Пришлось для исправления ошибок федералов использовать средства местных бюджетов. А как же областные льготники, те же жители губернии, в том числе и Владимира? Почему наши не самые богатые земляки решением мэра г. Владимира оказались лишенными права на льготное лекарственное обеспечение и зубопротезирование? Ведь из 61 млн. медицинских денег на долю областного центра приходится 31 млн., из них 16 млн. рублей – из областного бюджета и 15 млн. рублей – из федерального.
Но, к сожалению, выявленные Счетной палатой нарушения не всегда даже в такой степени «безобидны» для жителей Владимирщины. Есть и такие «выходки» чиновников, от которых люди страдают самым прямым образом.
Однако далеко не все и не везде может проверять Счетная палата. Деятельность в городах, районах и поселениях нашей области этого контролирующего народные деньги (а любой бюджет складывается из наших с вами налоговых отчислений) органа основывается на соглашениях, заключенных с представительными органами МСУ. В нашей области, к примеру, все городские окружные и районные муниципалитеты, за исключением г. Владимира, заключили такие соглашения. Руководство областного центра хоть не раз и высказывалось за необходимость внешнего контроля за использованием бюджетных средств, имущества и интеллектуальной собственности (все, что входит в сферу деятельности палаты), тем не менее документально свою открытость закреплять не хочет. Зато придумывает свой собственный контроль. В том же Владимире в структуре горсовета существует некий контролирующий орган, который и должен осуществлять всю деятельность по надзору. Здесь и кроется столкновение принципов внешнего контроля. Ведь на самом деле независимый аудит способна провести только независимая организация, обладающая к тому же необходимым профессиональным ресурсом. В Покрове вот тоже есть своя счетная палата, да только состоит она всего из одного человека и, как вы понимаете, полноценно выполнять свои функции в таком «составе» просто не может.
По Владимиру вообще отдельный разговор. При «своей» контрольной структуре именно во Владимире и обнаружены самые существенные нарушения. Помните, как год назад губернатор трижды предлагал бывшему Заксобранию взять контроль за использованием земли во Владимире под юрисдикцию обладминистрации. И трижды определенная группа депутатов ЗС делала все, чтобы это предложение губернатора было отклонено. При этом горсовет тогда почти в полном составе (во главе с председателем, членом «ЕР» Кругликовым) с гневными письмами обращался в СМИ, требовал прекратить «отъем» земли.
В чем тогда только губернские власти не подозревали! А оказывается, что выходит-то все по известной народной присказке: «На воре шапка горит». Так, любимый мэр для одного из своих любимых депутатов горсовета установил заниженную цену на арендную плату за землю. И, надо сказать, депутат не самый бедный, и деньги терялись приличные, а «орган» молчал, пока Счетная палата «пальцем» в грубое нарушение закона не ткнула. Речь идет о Северных торговых рядах. Помните, с какой помпой они закладывались, а потом открывались, кстати, на открытии присутствовало все городское начальство во главе с А.П.Рыбаковым, так что не знать, что Северные торговые ряды прошли стадию проектирования и строительства, мэрия не могла, но еще длительное время взимала плату за землю именно по строительным расценкам. В результате за 3 месяца 2006 года более 600 тыс. рублей в областной и муниципальный бюджеты не поступило.
Также Счетная палата обнаружила нарушения порядка формирования цены земельного участка, выставляемого на торги. Еще в 2006 году отдельными распорядительными актами господина Рыбакова на победителя торгов возлагались дополнительные условия в виде выполнения работ по благоустройству города, перечислению денежных средств в городской целевой бюджетный инвестиционный фонд. Размер этих дополнительных обязательств составлял от 111% до 227% от аукционной стоимости и в итоге вылился в сумму более 30 млн. рублей.
Как расходовались деньги на благоустройство, все жители Владимира знают: спиливались деревья в парках и разбивались клумбы с импортным посадочным материалом (оно и понятно, деревья всегда посчитать можно, а цветочки – кто ж их посчитает, и если посчитают, то не беда, всегда можно «отмазаться» гибелью элитной, купленной за валюту рассады). А вот то, что эти дополнительные «взыскания» со строителей потом плавно трансформировались в увеличение цены за квадратный метр жилья, мэрия и ее депутаты тактично предпочитали не напоминать владимирцам.
Не от того ли Рыбаков до сих пор не заключил соглашение со Счетной палатой, что вслед за этими выявленными нарушениями при более пристрастной проверке могут «вылезти» и другие, тянущие на статью по новому антикоррупционному законодательству?
В.АФРОМЕЕВ.