Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор.
Шли мы дни и ночи,
Трудно было очень.
Но баранку не бросал шофер.
Пожалуй, нет другого вида войск, среди бойцов которого было бы столько балагуров, шутников, как среди водителей автомашин. А возили они кузова, полные патронов и гранат, снарядов и мин. На передовую линию, к самым окопам, поближе к стрелкам, к позициям батарей. Часто попадали под прицел черно-крестных штурмовиков, вражеских артиллеристов. А все равно напевали свою, «шоферскую» мелодию:
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам
бомбежка любая.
А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела…
В пургу и метель, в зной и стужу по дорогам и бездорожью, на переднем крае и в тылу свято выполняли свой долг перед Родиной наши воины – водители автомашин. Во время Великой Отечественной войны они перевезли миллионы тонн боевых грузов. В честь подвига военных шоферов у шоссе Орел –Брянск, неподалеку от областного центра, воздвигнут памятник: у подножия 30-метрового пилона – фигура шофера-солдата. Он стоит одной ногою на подножке, готовый, если надо, спрыгнуть в сторону, в кювет, в воронку, другою – чутко жмет акселератор вздыбленного автомобиля. Правая рука лежит на рулевом колесе, а взгляд устремлен вперед, на дорогу.
Это первое в нашей стране изваяние военного водителя. Оно открыто 12 сентября 1968 года – был как раз канун 25-летия освобождения Брянской области от фашистских оккупантов.
Нынче, подъезжая к святому месту, уже издали слышны слившиеся в могучий гул гудки автомобильных клаксонов. Это водители, не знающие фронтовых дорог, отдают честь своим коллегам, павшим на пути к Берлину.
Авторов памятника двое: скульптор Г.Ф.Мовчун, архитектор А.А.Гайдученя.
А вскоре после открытия монумента в стране был установлен и День военного автомобилиста – 29 мая.
А.СУЛАЦКОВ.