Ежегодно августовским совещанием педагогов знаменуется начало нового учебного года. И хотя основной массой обывателей это событие остается незамеченным, в его торжественно-деловую круговерть оказываются втянутыми буквально все: от высоких начальников до бабушек и дедушек.
Легкомысленная публика часто упрекает Школу в консерватизме. Дескать, не проявляют наши педагоги достаточного рвения по заглатыванию американо-европейской идеологии.
Потому и наша Школа консервативна, что лучшие педагоги России, руководствуясь высшими гуманистическими принципами, чувствуя ответственность перед молодым поколением, осторожно подходят к внедрению сомнительных «инноваций». Они – охранители нравственной чистоты (в ее вековом народном понимании) и самобытной национальной культуры.
Таким образом, консерватизм в образовании - это форма и способ сохранения интеллектуального и духовно-нравственного богатства народа.
Однако, исследуя тенденцию исторического развития человечества и рост национального самосознания, лучшие педагогические умы совершенствовали систему образования и воспитания, основываясь на уже накопленном опыте.
Советское учительство в лице А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и целый ряд ученых развивали педагогические идеи предшественников, обогащая накопленный веками опыт новым содержанием и новыми формами работы. В советской системе образования семья и школа составляла монолитное единство, где учитель - и член семьи, и помощник, и духовный наставник.
Победа в Великой Отечественной войне, успехи в послевоенном восстановлении и дальнейшем строительстве великого советского государства – это прежде всего учительский подвиг. Только советский учитель смог воспитать Человека такой духовной мощи и нравственной красоты, что перед ним склоняли головы даже идеологические противники.
Но не российское чиновничество из министерства образования. Ему (чиновничеству) если чему и стоит поучиться у американцев, то это уважительному отношению к Учителю.
На 75-м съезде Американской федерации учителей президент США Б.Клинтон сказал: «Учителя – архитекторы новой Америки, которые не могут учить, если они заняты борьбой за уважение к себе».
А теперь сравните с позицией нашего министра образования А.Фурсенко, считающего, что преподавать в школах могут люди без специального образования. Министр финансов Кудрин вообще уверен в том, что в период кризиса учителя проживут и без копеечной прибавки к мизерной зарплате (в 2009-2010 учебном году повышение зарплаты бюджетникам не предусмотрено).
Сегодня Школа – последний, истекающий кровью бастион, который стоит на пути беспамятству и пошлости, так бесцеремонно культивируемой всей современной пропагандистской машиной.
Правда, нужно признать, что и в этом бастионе под воздействием разрушительных сил и давлением сверху кое-где образовались опасные бреши, а чуждая идеология покрыла души учителей коррозией и трещинами апатии, отчего подчас опускаются руки, отчего молодые выпускники педагогических вузов не торопятся прийти на смену старшим товарищам: встать за учительский стол.
Но, несмотря ни на что, лучшие педагоги, продолжая многовековые традиции русской Школы, не оказывают «образовательные услуги», а живут со своими учениками одной жизнью, ведут их к вершинам знаний, воспитывают не госпатриотизм, а чувство собственного достоинства, подлинную любовь к родному языку, стране и ее народу, культуре и истории, сохраняют основы русской фундаментальной науки, высокой духовности (не в религиозном, а в широком культурно-просветительском смысле).
Именно тем Учителям средней и высшей школы я обращаю известные строки поэта: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!».
От имени владимирского комсомола поздравляю всех учителей области с новым учебным годом!
Желаю здоровья, счастья, благополучия и творческих успехов во всех начинаниях!
Пусть не покинут вас терпение и силы, необходимые для того, чтобы с достоинством нести свое тяжкое бремя, чтобы «не распалась связь времен», чтобы у нас не отняли великое наследие, доставшееся нам от предыдущих поколений.