Вcе мы помним известную поговорку: в России две беды – дураки и дороги. Теперь же в народе ходит идея, что качество дорог напрямую зависит от количества дураков. А их у нас много. Планируется, например, до 2030 г. иметь общую протяженность дорожной сети до 1,7 млн километров. Но планы эти, скорее всего, останутся на бумаге, поскольку сегодня в стране, как оказалось, ни у кого нет точных сведений о российских дорогах. Чиновники запутались даже в подсчете протяженности федеральных автотрасс.
Дорогами займутся прокуроры? Итак, по учету Федерального дорожного агентства (Росавтодор) дороги в нашей стране протянулись на 50,9 тысячи километров. В Росимуществе сведения другие – 411 тыс. километров. Разобраться, кто из них прав, решила Генпрокуратура. В процессе разбирательства нашлась трасса-фантом федерального значения М-20 Санкт-Петербург–Псков–Пустошка-Невель до границы с Белоруссией, протяженность которой составила… 181 313 километров, что составляет 4,5 земного экватора! Скептики, правда, утверждают, что на самом деле длина трассы составляет всего 514 километров. Но, к примеру, в реестре федерального имущества так не считают. Более того, эту дорогу они учли аж два раза. А теперь давайте представим, сколько средств на содержание и ремонт дорожного покрытия этой мифической трассы экономится из-за разницы в километраже! Про сельские дороги вообще отдельная история. На 2000 г. их протяженность составляла 544 тыс. километров, сегодня – всего 147 тыс. километров. Причина сокращения в том, что с лица земли исчезают деревни, земли зарастают, дороги становятся ненужными. В настоящее время 47 тысяч сел не имеют никакой связи с сетью дорог общего пользования. По требованию ГИБДД в России строят дороги только с твердым покрытием. За рубежом между населенными пунктами часто прокладывают гравийки. Председатель общественного совета Росавтодора, президент Ассоциации дорожных проектно-изыскательных организаций «РОДОС» О. Скворцов убежден: «Дороги надо вытягивать в длину, а не в толщину покрытия». Это позволит не только быстрее строить, но и экономить средства для прокладки дорог с твёрдым покрытием там, где без них не обойтись.
Куда текут деньги Продолжительность жизни дороги – 30 лет, ремонтировать ее надо каждые 5 лет, а через 12 лет проводить капремонт, утверждает экс-министр транспорта И. Левитин. Но эти работы никогда не проводятся. Власти выделяют деньги только на строительство дорог, в то время как дороги требуют еще и постоянного ухода. Интенсивность движения в последние годы резко возросла. Но на содержание федеральных трасс из бюджета выделено средств втрое меньше положенного по нормативам. Региональные и муниципальные дороги и вовсе финансируются по остаточному принципу, а мы жалуемся, что все время ездим по ямам и ухабам! В текущем году в региональные дорожные фонды должно поступить около 344 млрд рублей по сравнению с 206 млрд рублей прошлого года. Вроде бы прибавка в средствах значительная, но, как утверждает, генеральный директор ассоциации «Радор» (Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами) И. Старыгин, на выполнение нормативных работ требуется более триллиона рублей. А Э. Набиуллина, в прошлом – глава Минэкономразвития, а ныне – помощник президента, подсчитала, что при нынешних темпах реконструкции и строительства дорог для их обновления потребуется… 270 лет! Между тем уже сегодня треть федеральных трасс перегружена, и средняя скорость передвижения коммерческих грузов составляет 300 км в сутки (в Европе – 1500 км). По качеству покрытия дорог Россия занимает одно из последних мест в мире. Вся беда не в строителях, а в «откатах», без которых в России уже и «солнце не встает». Прокуратура вскрывает огромное количество махинаций в системе дорожного строительства. Воруют сотнями миллионов рублей. А выявить такие факты воровства не так просто. В отчетах материальных затрат дорожных служб числится ремонт всего дорожного покрытия. Взвинчиваются цены на строительные материалы: асфальт, битум, цемент – от 60% до 90%. Региональные заказчики умышленно завышают цены на стройматериалы, закладывают их в стоимость дорожных работ и пополняют карманы поставщиков за государственный счет, и потом, несомненно, делятся прибылью. Говорить о том, что власть делает все возможное для того, чтобы Россия могла гордиться дорогами, пока не приходится, скорее наоборот. Две проблемы остаются нерешенными – хитрые «дураки» и разбитые дороги.
«Волшебство» дорожных фондов «Волшебной палочкой», по мановению которой «убитые» дороги превратятся в сеть современных автомагистралей, должны стать дорожные фонды. Соответствующий закон о их создании был принят у нас в 1992 г. Его доходную часть составлял налог на пользование дорогами, который платили хозяйствующие субъекты, в том числе пароходства и авиакомпании, независимо от объёма полученных от дорожного хозяйства услуг. Таким образом, налог можно было считать аналогом архаичных дорожных податей и повинностей. В 2000 г. его отменили. Сегодня дорожные фонды по народному хотению и чиновничьему велению должны решить все дорожные проблемы. Во всяком случае, так нам говорят и обещают. По планам чиновников, к 2014 г. в региональных дорожных фондах должно быть собрано 531 млн рублей, к 2020 г. – порядка 4,5 трлн рублей. Средства, выделяемые на дорожное хозяйство, будут складываться из доходов от продажи нефти и газа, транспортного налога. Плюс акциз на продажу высококачественного бензина, который составит 1 рубль с каждого литра и будет ежегодно повышаться на тот же рубль. Но гладко выглядит это все пока только на бумаге. Нефтяники уже не захотели делиться доходами и оплачивать возросший акциз. Любопытно, что именно за счёт повышения акциза чиновники обещали снизить транспортный налог. Но, видимо, не учли, что акциз поступает в федеральный бюджет, а транспортный налог – в региональный. В итоге и акцизные сборы выросли, и транспортный налог в регионах не снизился. В муниципалитетах дело обстоит еще хуже. Создавать фонды им разрешили, а где брать деньги, не сказали. Судя по всему, брать их придется или в кредит, или за счет субвенций региональных фондов. К слову, в муниципальных образованиях забот и без того хватает. Так, ведется постоянный спор о том, кто должен платить за ремонт и содержание дорог, за освещение трасс и улиц. Недавно побывал в с. Круглово Камешковского района. Ночью населенный пункт погружается в сплошную тьму, т.к. «Райэнерго» поснимало фонари уличного освещения, потому что муниципалитет не знает, где взять деньги на их оплату. Картина получается неприглядная – налогоплательщики исправно платят транспортный налог, а живем мы, как в XVIII веке – в темноте и при разбитых дорогах. В.Васильев.
|