На этой неделе многие россияне были ошарашены подскочившими ценами на молоко и яйца. В ряде регионов страны, как по сговору, одновременно подорожали основные продукты питания, но объяснить, почему это произошло, так толком никто и не смог.
В России, как известно, две беды – урожай и неурожай. В этом году царствовала вторая: сказались запоздавшая весна, дождливое лето и ранние заморозки. В нашей области больше половины урожая картофеля просто сгнило на полях. В других регионах дело обстоит не лучше. Естественно, гибель растений не могла не отразиться на продуктах животноводства. В некоторых регионах цена на молоко и молочные продукты взлетела с космической скоростью с 16 до 25 рублей – и это цена переработчика. Средняя закупочная цена составляет 22 рубля за килограмм. На прилавках же молоко оказывается в разы дороже. Поставщики объясняют скачок цен удорожанием себестоимости продукции, своих издержек и затрат на производство. Мол, работают они на грани рентабельности и снизить цену просто никак не могут. Между тем в нашей области заместитель директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Александр Трутнев на пресс-конференции, состоявшейся месяц назад, пообещал, что сельскохозяйственная продукция дорожать больше не будет. Однако цены продолжают ползти вверх.
Цены на куриные яйца тоже подскочили – почти на четверть. В сентябре средняя стоимость десятка яиц составила 32 рубля, а в октябре в ряде регионов достигла 60 рублей. По прогнозам экспертов, к новому году в Челябинске, например, за десяток яиц покупателю придется выложить уже 70 рублей, а к Пасхе – специалисты боятся даже предположить.
Что же явилось причиной такого резкого скачка цен? Отчасти упомянутый выше неурожай. Например, наводнение на Дальнем Востоке практически лишило страну кормовой сои, а это один из основных компонентов питания кур и другой птицы. Стоимость кормов за 9 месяцев для птицеводческих предприятий увеличилась более чем на 30 процентов, тарифы на электроэнергию и газ – более чем на 10 процентов, что соответственно увеличило себестоимость продукции на 20-25 процентов. Дополнительным фактором стало несвоевременное доведение в регионах средств, предусмотренных на компенсацию части затрат на приобретенные корма. Ну кто ж мог подумать, что поздняя весна и наводнение приведет к неурожаю, в самом деле?
Но больше в этой ситуации поражает наплевательское отношение правительства. Забота и инвестирование в сельское хозяйство так и остаются на бумаге. На деле же мы видим, что многие поля, предназначенные под картофель и зерновые, из года в год пустуют, зарастают бурьяном. На ремонт сельхозтехники у правительства нет денег, как нет их вообще ни на что, кроме собственных зарплат. Под флагом борьбы с якобы чумой свиней во многих областях был организован массовый забой скота, на самом деле имевший совсем не медицинскую подоплеку. И это не говоря уже о том, как медленно, но верно вытесняют людей из села, закрывая школы, почты, больницы. Россия все больше зависит от Запада в продовольственном вопросе, так стоит ли удивляться, что и цены на продукты у нас становятся почти что западные! Только вот зарплаты остаются российские.
Александра КОРНЕВА