Несколько самоубийств одиннадцатиклассников, вал двоечных работ и снижение общего уровня грамотности – таковы итоги завершившейся череды единых государственных экзаменов. На их проведение Министерство образования и науки в этом году потратило более 1 миллиарда рублей – в четыре раза больше, чем год назад, однако показать все прелести ЕГЭ чиновники и в этот раз не смогли. Да, коррупции стало меньше, как и шпаргалок, зато выяснилось, что без первого и второго ученики ни на что не способны. Общий уровень образования упал настолько, что не помогают даже репетиторы.
В этом году процесс сдачи ЕГЭ как никогда походил на тюремные будни. Школьников обыскивали металлоискателем, в случае, если заметили шпаргалку или просто обнаружили телефон, одиннадцатиклассника выгоняли с экзамена (пару случаев произошло и в нашей области). Все это делалось якобы во благо самих детей, однако в результате два абитуриента – учащиеся Волгоградской и Калининградской школ – покончили с собой, попросту не выдержав свалившегося на них стресса. Ответит ли кто-нибудь за их смерти, вопрос риторический.
Результаты ЕГЭ ошарашили даже самых искушенных его противников. В среднем по России значительно уменьшилось количество «стобалльников» и увеличилось количество двоечников. Во Владимирской области ЕГЭ по русскому языку не сдали 30 человек, по литературе – 10 человек из 340, тогда как сто баллов набрал лишь один выпускник. Не оказалось «стобалльников» среди тех, кто сдавал иностранные языки. Еще хуже результат по физике: из 1309 человек каждый шестой завалил экзамен. Примерно такая же ситуация наблюдалась по всей России.
Как только чиновники увидели, к чему ведет единый государственный экзамен, они принялись исправлять ситуацию. Нет, «бабу ЕГЭ» не отменили. 10 июня Рособрнадзор снизил минимальный порог сдачи ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24 баллов, а по математике – с 24 до 20 баллов. Это, по мнению бюрократов, уменьшит количество тех, кто не может сдать обязательные предметы, и повысит доверие к ЕГЭ. Вероятно, чиновники считают, что школьникам и вовсе не обязательно «буквы разные писать» и «вычитать и умножать». Достаточно лишь пройти «угадайку» – и свободен. Только вот уровень образования это не поднимет. Количество неучей с каждым годом все увеличивается. Мышление школьников «затачивают» под тесты, причем исключительно по конкретным предметам. Те же дисциплины, которые учащийся сдавать не будет, он и вовсе учить не собирается. А потом мы удивляемся, почему у нас падают самолеты и спутники и случаются аварии на гидроэлектростанциях.
Между тем половина россиян по-прежнему остаются убежденными противниками ЕГЭ. Тех, кто положительно относится к «угадайке», – всего 19%. Фракция КПРФ в Государственной Думе уже давно предлагала отменить тестовую часть экзамена, вернуть сочинение и пересмотреть образовательный стандарт. Без передовой науки невозможно развитие производства, а наука исчезнет без кадров. Конечно, чиновникам выгоднее, чтобы население было полуграмотным, – неучами легче управлять. Но вряд ли мы хотим, чтобы наши дети и внуки не знали, кто такой Пушкин, чем идеи отличаются от идиллии и что гласит «правило буравчика». Если даже современные отличники не всегда это знают, то чего нам ждать в будущем, когда такие «митрофанушки» станут управлять государством и принимать законы.
Евгений Растиньяк
|