На днях премьер-министр Д.А. Медведев сообщил, что средняя зарплата учителей по стране стала выше 31 тысячи рублей в месяц и поскольку вопрос повышения зарплат педагогов находится у правительства на контроле, зарплаты будут расти и дальше. Владимирские учителя этой информации, мягко говоря, удивились: за свою работу они таких денег не получают.
Нам в редакцию позвонила педагог Виктория (фамилию она просила не называть). Работая в школе-интернате г. Владимира учителем и психологом одновременно, ей никак не удается получить в месяц более 12 тысяч рублей. Озвученная Дмитрием Медведевым сумма в 31 тысячу рублей ей кажется чуть ли не запредельной. Удивление девушки разделяет и педагог Ковардицкой средней школы Муромского района, первый секретарь Муромского райкома КПРФ Евгений Викторович Платонов. В доказательство того, что его заработная плата в месяц не превышает 15 000 рублей, он привез нам свои расчетные квитанции. У Евгения Викторовича – 10 лет преподавательского стажа, недавно он стал учителем первой категории. В школе с. Ковардицы преподает основы безопасности жизнедеятельности и технологию труда, заведует кабинетом ОБЖ, лаборантской, слесарной и столярной мастерскими, ведет кружки. Его педагогическая нагрузка составляет 18 часов, т.е. обычную учительскую норму. Во внеурочное время Евгений Викторович руководит тремя юношескими клубами: «Зов», «Витязь» и «Пеленг». «Зов» и «Пеленг» – туристической направленности («Пеленг» – единственный в районе клуб водного туризма), «Витязь» – спортивно-патриотический. Под руководством Е.В. Платонова школьники Ковардицкой школы участвуют в районных смотрах строя и песни, выезжают на игру «Зарница», областные трехдневные соревнования «Школа безопасности». Почти везде занимают почетные места, возвращаются с грамотами, тем самым поднимают престиж школы. Все клубы для детей бесплатные, а Евгений Викторович как педагог за руководство ими получает доплату в пределах 600-800 рублей в Центре дополнительного образования детей, т.е. даже не при школе. Из дополнительного фонда оплаты директор школы, конечно, может разово поощрить учителя, но в Ковардицкой школе эти прибавки совсем небольшие – порядка 150-200 рублей. – Я ведь не заслуженный учитель, да и педагогический стаж у меня, по учительским меркам, не такой-то большой, – говорит Е.В. Платонов. – Но посмотрите: вот квиток о зарплате бывшего заместителя директора нашей школы по воспитательной работе. Педагог со стажем работы 28 лет, имеющий первую категорию, с еженедельной нагрузкой более 24 часов получает на руки 16 900 рублей. Указанная сумма набегает с учетом заведования учебными кабинетами, за классное руководство, за замену заболевшего преподавателя. Совсем недавно начальник Управления образования Муромского района Н. Москвина сообщила учителям, что в связи с принятием нового закона «Об образовании» особенно надеяться на повышение заработной платы педагогам не стоит. Где же тридцать одна тысяча рублей, о которых нам говорит премьер-министр? Ясно, что эта цифра – средняя по всей стране. В Москве, например, учителя получают в три раза больше, чем в Муроме – в среднем 57 тысяч рублей. Но это значит, есть и регионы, где зарплаты педагогов еще меньше, чем у нас. – Этот момент с разницей в оплате труда по регионам мне как педагогу вообще непонятен, – возмущен Евгений Викторович. – Предположим, уеду я в Москву или в Санкт-Петербург… Я что, как-то по-другому детей начну учить, не так, как в Муроме? Учительство – это ведь не должность, не обязанность. Это призвание. Ты или учишь или не учишь – третьего не дано. На фоне этих слов как-то уж очень оскорбительно и несправедливо звучат слова министра образования Д. Ливанова, что «учителя, получающие менее 30 тысяч в месяц, – это педагоги не высокого уровня». Мы понимаем, что сегодня преподавателей школ и вузов всячески пытаются превратить в оказателей педагогических услуг. Наступление на систему образования, которое ведется нынешними кремлевскими властями, является частью курса экономической и социальной политики правящей партии. В этом понимании уровень педагога определяется не профессиональными качествами, а способностью подрабатывать на стороне, «делать» деньги буквально на всем – на кружках, на дополнительных занятиях и т.д. Статус учителя попросту низводится. Однако это не означает, что можно вот так запросто взять и оскорбить человека, его профессиональные качества. Из слов Ливанова выходит, что в нашем регионе нет ни одного достойного учителя – ни в одном районе из шестнадцати. Но ведь это неправда. Практика показывает, что тридцать одна тысяча рублей, о которых идет речь, – цифра, искусственно завышенная, причем так думают не только наши учителя, а и учителя Омска, Брянска, Оренбурга, Забайкалья, Чечни… Странички Интернета пестрят соответствующими комментариями. А на злобу дня вспоминается анекдот, недавно опубликованный в нашей газете: «Президент сказал, что человек в России в среднем получает 27000 руб. Я не пойму: я не человек или я не в России?». И было бы смешно, если бы на самом деле не было так грустно…
В. Васильев, О. КОТОВА.
|