Каждое время выдвигает своих героев – о них слагает песни и легенды, им ставит памятники, в их честь называет улицы. В советское время в пример ставили трудягу Алексея Стаханова, отважного Валерия Чкалова, покорителя космоса Юрия Гагарина, не сломленных фашистами героев-молодогвардейцев, пожертвовавших собой ради товарищей, ради Родины Николая Гастелло, Александра Матросова и пр., великих полководцев и командиров – Василия Чапаева, Георгия Жукова и т.д.
Кому ставят памятники сегодня? В конце нулевых в Екатеринбурге был возведен монумент развалившему страну Борису Ельцину – кстати, его уже неоднократно обливали краской. В честь Ельцина была названа библиотека в Санкт-Петербурге. А совсем недавно, в начале ноября, в Москве поставили памятник автору «шоковой терапии», губителю миллионов людей и десятков тысяч предприятий Егору Гайдару. По-видимому, сегодня в чести предатели и никудышные управленцы, устраивающие волей или неволей геноцид собственного народа.
Люди старшего поколения хорошо помнят мультфильм «О Мальчише-Кибальчише». Автором этой повести был любимец советской детворы Аркадий Гайдар. Тот самый Гайдар, героический дед своего внука-предателя – «Плохиша Егора». Теперь продолжатели дела Иудушки – Егора Гайдара – поставили в Москве памятник наиболее нелюбимому народом младореформатору. Не любят его не зря: когда Гайдар стал рулить финансами страны, нищими стали даже такие известные актеры, как Евгений Евстигнеев, Евгений Леонов, не говоря уже о 40 миллионах россиян, выброшенных за черту бедности. Ведь благодаря «реформам» Гайдара все сбережения граждан – на старость, приобретение жилья, помощь детям, превратились в ничто. Актриса Татьяна Догилева, которая также оказалась среди этих миллионов нищих, узнав об установке монумента Гайдару, не стеснялась в выражениях.
– Я не хочу, чтобы этому человеку ставили памятник в моем городе и в моей стране. Он погубил своими действиями много человеческих жизней и судеб, и не стеснялся говорить, что чем больше пенсионеров умрет, тем лучше – общество станет мобильнее (не ручаюсь за дословность цитаты), – заявила Татьяна Догилева.
Что уж говорить о простых смертных? Хорошо помню, как убивались и плакали родители, узнав, что их трудовые накопления за многие лета вмиг превратились в прах! А теперь памятник изуверу ставят на народные деньги? Не верх ли это цинизма и издевательства? Как можно кощунствовать таким подлым образом? Человек, разрушивший судьбы миллионов людей, теперь «получает подарок от того самого общества, которое он разрушал»? Одобрили бы возведение этого памятника дед и отец Гайдара? Думаю, нет!
Впрочем, памятник Егору Гайдару стал своеобразным символом либерализма – такой же несуразный, корявый, на разрушающемся, съехавшем основании. Открытие же «идолища» походило на собрание клуба космополитов, диссидентов и антисоветчиков – тех, кто в 90-е нажился за счет народа, тех, кого в советское время однозначно называли предателями и «врагами народа». Хотя среди зевак были и ярые противники Гайдара и его курса. Один из таких борцов с либерализмом после церемонии вспомнил в своем блоге строки из стихотворения:
«Его в могилу провожал насмешек шквал,
Иные хохотали просто бешено.
И только я, лишь я один рыдал.
Я так мечтал узреть его повешенным».
Поскольку при жизни народу не удалось отомстить Гайдару, то это он сделает после смерти. Вероятно, «идолище либерализма» ждет такая же незавидная участь, как и памятник Ельцину, который с завидной регулярностью оскверняется и разрушается на корню (его в прямом смысле земля не держит). В России пока что нет только памятника Чубайсу, но за либералами дело не встанет, они будут и дальше прославлять своих «героев». А в народе говорят: «Черного коня не отмоешь добела». Так и предателей. Сколько их ни отмывай, ни ставь памятники, ни награждай, ни пой дифирамбы, отношение людей к ним не изменится. Это только Чубайс мог заявить, что Гайдар страну спас и только идиоты («идиоты» – это мы) этого не понимают!
Мы и правда не понимаем. Не понимаем, почему в нашей стране ставят памятники разрушителям и душегубцам, а тем, кто сделал свою страну великой, сносят или запрещают. Сегодня по всей России сносятся памятники советской эпохи, т.е., по сути, уничтожается история, ведь любой монумент – это история, это народная память. Пришедшие к власти в 90-х так называемые либерал-демократы первым делом уничтожили памятники вождям Октябрьской революции и руководителям СССР – Сталину, Кирову, Орджоникидзе, Дзержинскому и др. Нападки на советскую историю продолжаются и по сей день. Недавно заместитель председателя Общественной палаты Владимирской области, единороссовский приспешник Юрий Чайковский предложил убрать с Соборной площади памятник Ленину и поставить на его место памятник царю Александру Второму, который стоял ранее на этом месте. О том, что памятник вождю мирового пролетариата там был поставлен неслучайно, Чайковский, окончивший (по данным блоггеров) в 1979 году Военно-политическую академию им. Ленина, не вспомнил, а между тем стоящий на площади Свободы (бывшее название Соборной площади) Ленин символично оставил позади монархию и вековое рабство русского народа. Двуглавый орел и сегодня находится за его спиной.
И все же предложение Юрия Чайковского не лишено смысла. Правление Александра Второго – это тоже наша история, но тогда необходимо восстановить и другие некогда снесенные монументы. Так, во Владимире было несколько памятников Иосифу Сталину – у Владимирского тракторного завода и на Соборной площади. Если уж и восстанавливать царский монумент, тогда и памятник лучшему руководителю России за всю ее историю (им признается Сталин, по данным любых опросов) тоже нужно вернуть, хотя вряд ли на это пойдет нынешняя власть. «Буржуины» вручают награды только «Плохишам», типа Егора Гайдара и Бориса Ельцина, а «Кибальчишам» ставят памятники народ – причем более долговечные, чем любые монументы «выдающимся» деятелям реставрации бандитского капитализма.
Владимир Васильев, Ростислав Александров