В музеях страны и комнатах боевой и трудовой славы, в архивах нередко хранятся бесценные исторические документы, такие как комсомольские билеты, обложки которых потемнели от времени и пота, пробиты кулацкими и фашистскими пулями, залиты кровью.
За годы существования ВЛКСМ комсомольские билеты несколько раз меняли свой вид. Первые комсомольские билеты появились летом 1917 года. Это была книжечка с буквами «РКСМ». В 1919 году состоялась перерегистрация комсомольцев, которых уже насчитывалось 50 тысяч. Вместе с членским билетом комсомольцы получали винтовку и патроны и уходили на фронт. Единый комсомольский билет со всесоюзной нумерацией выдавался в период обмена в 1932 году. Очередной обмен билетов состоялся в 1938 году, на обложке стального цвета билета был помещен силуэт В.И. Ленина, на титульном листе изображены ордена Красного Знамени и Трудового Красного Знамени. В 1956 году было решено провести очередной обмен. Обложка стала темно-красного цвета из дерматина.
Новая замена комсомольских документов прошла в 1967 году. Билеты с барельефом В.И. Ленина на ярко-красной обложке и с изображением пяти орденов, которыми был награжден комсомол. Этот билет получили 25 миллионов юношей и девушек. В это время мне лично довелось участвовать в проходившем обмене. Тогда я служил на Чукотке в должности инструктора политотдела по комсомольской работе. Необходимо было объехать все боевые подразделения края и поменять комсомольцам билеты. Задача была важной и ответственной. Начальник политотдела, фронтовик подполковник В.С. Носиков на бланках новых билетов поставил свои подписи, вручил мне их вместе с печатью политотдела и отправил в длительную командировку по всей Чукотке. Я должен был сам делать установленного формата фотографии комсомольцев, оформлять билеты и на комсомольских собраниях их вручать.
Фотографии делались фотоаппаратом ФЭД. На стене вывешивалась белая солдатская простынь, на фоне которой надо было делать снимки, а затем в каптерке старшины печатать фотографии. Фотобумаги и фотохимикатов было в обрез, но в каждом подразделении солдаты и сержанты просили сделать фото для отправки родным и близким. Отказать было невозможно, фотобумагу находили в личных запасах офицеров.
Добираться до подразделений приходилось в основном с самолетами пограничников. В Уэлене и Лаврентии пришлось покататься на собачьих упряжках и оленях. Однажды на гусеничном вездеходе добирался до отдаленного подразделения. Вдалеке в бинокль заметили белую медведицу с двумя медвежатами. Очень захотелось сфотографировать. Из вездехода пошел в сторону медвежьей семейки. Максимально сблизившись с ними я вдруг понял свою оплошность – если медведица вдруг осерчает, то я в своих унтах не успею даже добежать до вездехода. Но все обошлось, медвежата как бы позировали, играя со своей мамашей. До сих пор храню в своем альбоме снимки медведей и моржей и в большой эмалированной миске добытое на прииске «Комсомольский» за сутки золото.
Задача по замене комсомольских билетов была мною выполнена на 100% и в срок, но вместо благодарности я получил от начальника политотдела взыскание. Дело в том, что старые комсомольские билеты, которые я изымал в ходе обмена, надо было сжечь в специальной печи, предназначенной для уничтожения секретных документов. Мне показалось, что все билеты сгорели полностью, но дотошный начальник нашел в печи несколько сохранившихся кусочков комсомольского билета. На мою беду целым оказался номер билета. Но потрясение в период обмена пережил и начальник политотдела. В самое отдаленное подразделение Красная Яранга должен был лететь пограничный вертолет. Пока я добирался до аэродрома, вертолет улетел без меня. Следующий мог лететь по маршруту и через месяц, и через год… Вернувшись в политотдел, я постучал в дверь кабинета начальника и приготовился выслушать нелестные слова в свой адрес. Увидев меня, начальник остолбенел и минуту не мог прийти в себя – ему только что по телефону сообщили, что вертолет разбился, и все пассажиры погибли. В Красную Ярангу я попал только через месяц.
В жизни комсомола было немало трудностей, известны и недостатки, но ценного в комсомольской жизни было столько, что растерять все сегодня просто невозможно. А комсомольский билет – это символ славных дел комсомола. Своим внукам я не раз показывал памятные фотографии, сделанные в комсомольских командировках Чукотки. По тому, что они с удовольствием их разглядывают и расспрашивают меня, понимаю – подрастает новое поколение комсомольцев.
Владимир Сопунов