Прошедшие в марте муниципальные выборы показали, насколько они нечестные, какие грязные приемы фальсификации результатов применялись представителями «партии большинства». В период активной подготовки к предстоящим выборам в Государственную Думу и президентским выборам Центризбирком принял ряд решений для обеспечения «надежности» результатов голосования. В Кремле уже поняли, насколько потеряно доверие к партии власти. Народ устал от вранья и непопулярных антинародных мер. Поэтому в механизм грядущих выборов заложен очень хороший ресурс для подтасовок. Одним из вариантов подтасовки будут открепительные удостоверения избирателей.
По закону открепительное удостоверение выдается избирателю, чтобы он мог проголосовать не на том избирательном участке, к которому приписан, а на чужом. В 2003 году открепительными талонами воспользовались лишь 573 тысячи человек от общего числа избирателей. Спустя четыре года, в 2007-м, число таких голосующих равнялось 1,2 миллиона человек. Сейчас, согласно постановлению ЦИК России, для выборов депутатов Госдумы шестого созыва будет выпущено 2,6 миллиона открепительных талонов. Это значит, что открепиться смогут более 2% всех избирателей России, или почти 4% от пришедших на прошлые думские выборы. А ведь именно этот выборный инструмент вызывает наибольшие нарекания экспертов. Работников предприятий, учащихся вузов заставляли получить открепительные и голосовать в день выборов на конкретном участке под присмотром непосредственного начальства, иногда даже входящего в состав комиссии. В 2007 году, на выборах в Госдуму, в 33% случаев голосования по открепительным, эти удостоверения не изымались. Это значит, что гражданин мог идти на другой участок и голосовать повторно, а то и несколько раз. Показательно, что в 2007 году численность избирателей в списках странным образом «раздувалась»: с предварительных 107 миллионов человек в августе до 109 миллионов в декабре. Таким образом, с помощью открепительных удостоверений может быть реализована технология «круизного» голосования. Группы избирателей с открепительными талонами организованно перемещаются между участками и многократно голосуют. Такие факты фиксировались неоднократно. «Передвижным» избирателям на предприятиях обещались премии, «отказникам» угрожали увольнением. Если наблюдатели ловили участников «каруселей» с открепительными удостоверениями, то милиция на это не реагировала. Поэтому предложение представителей ряда партий (кроме единороссов) о запрете выдачи открепительных удостоверений было с негодованием отвергнуто. Еще одной темой для подозрений со стороны оппозиции партии власти стало непостоянство взглядов ЦИК на «электронное голосование». Существуют комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы электронного голосования (КЭГ). ЦИК закупил 1000 КЭГов и 5250 КОИБов. В регионы отправят только 327 КЭГов, остальные, общей стоимостью в 351 миллион рублей, попридержат на складах. Зато КОИБы все отправились по своим местам. Для Владимирской области КОИБы выделены для 49 избирательных участков из 985-ти. КЭГов не предусмотрено вообще. Дело в том, что КОИБ технически не может отличить бюллетень от ксерокопии. С КЭГами этот номер не проходит. Потом, КЭГ может работать автономно, от аккумуляторов. КОИБ не может. Мы знаем, что на финише выборов или при подведении итогов голосования почему-то слишком часто гаснет свет. Имеющиеся КЭГи отправляют не в столицу или другие крупные города, а в глухие деревни. В самых густонаселенных районах техники будет намного меньше, чем в среднем по России. Прошлые выборы показали, что результаты голосования на участках, оборудованных электронной техникой, отличаются от тех, где голоса считают вручную. Например, в Москве с 2005 г. в среднем на «ручном» участке на 5% выше явка и результат «ЕР», на 3% ниже результат КПРФ. На последних президентских выборах на участках с КОИБами средняя явка вышла 57%, а там, где сканеров не было – 70,5%. С точки зрения математической статистики такое расхождение невозможно объяснить слепой игрой случая. Среди прочих лазеек можно назвать увеличение числа так называемых «резервных» избирательных участков. Они предусматриваются для организации выборов на вокзалах, в медпунктах и других местах непредвиденного посещения людей. Число таких участков будет необоснованно увеличено – до 1134 при 985 основных участках. Это сделано для того, чтобы можно было бесконтрольно производить всевозможные «вбросы» бюллетеней. С этой же целью ЦИК разрешил увеличение количества переносных урн для голосования. Согласно исследованиям «Левада-центра», две трети россиян уверены в том, что итоги выборов будут подтасовываться в пользу «Единой России». Отсюда и очень низкий интерес к предстоящим выборам, и скептические оценки деятельности самой Госдумы. При этом недовольство системой неуклонно растет. В выборах перестали видеть способ добиться перемен. В.Володин.
|