Суббота, 20.04.2024, 16:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №39 (869) 05.10-11.10.2012 » Статьи

К труду и обороне не готовы!
4 октября 2012 года исполняется 80 лет со дня образования гражданской обороны, 2012 юбилейный год объявлен ее годом. С экрана телевизора и с газетных полос нам говорят: гражданская оборона сегодня является важной составляющей общегосударственных оборонных мероприятий и прошла большой и трудный путь становления и развития. С тем, что путь пройден большой и трудный, не согласиться нельзя. Но развивается ли гражданская оборона сегодня, и что мы имеем на самом деле? 

Различные бедствия обрушиваются на человечество с пугающей регулярностью: эпидемии, природные катаклизмы, войны… Научно-технический прогресс, с одной стороны, сильно облегчает жизнь человека, а с другой – упрощает и его уничтожение. Например, изобретение химического оружия позволило убивать людей сразу сотнями и тысячами. Атомное вооружение позволит погубить всю планету целиком. Конечно, каждый человек должен сам уметь постоять за себя в трудной ситуации, но когда бедствие приобретает масштабный характер, государство должно сделать все от него зависящее для предупреждения и спасения мирного населения от катастрофы.
В России сначала возникла противовоздушная оборона. В феврале 1918 г., когда Петроград оказался под угрозой вражеского удара, помимо развертывания зенитных батарей, авиационных и прожекторных отрядов в городе открылись специальные пункты, где население могло получить защитные маски, противогазовую жидкость и памятки с указаниями, как можно избежать отравления ядовитыми газами. Начали действовать курсы первой помощи. 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей» впервые в истории были изложены правила поведения населения при налетах самолетов противника. Некоторые меры нам сейчас покажутся наивными, например, совет затыкать окна подушками при газовой атаке, но в целом система защиты населения была продуманной и логичной.
4 октября 1932 г. постановлением Совета Народных Комиссаров СССР было утверждено «Положение о противовоздушной обороне территории СССР». Этим актом было положено начало создания местной противовоздушной обороны СССР (МПВО). Именно этот день и принято считать днем рождения местной противовоздушной обороны, которая стала основой будущей системы Гражданской обороны СССР.
В задачи МПВО входило не только тушение пожаров и организация укрытия населения в бомбоубежищах, но и множество тяжелой и не слишком приятной работы – заготовка дров для больниц и детских садов, организация эвакуации нетрудоспособного населения, оказание помощи пострадавшим при бомбежках и захоронение тел погибших. Существовала серьезная угроза применения химического оружия, и бойцы МПВО обучали население применению противогазов, обеспечивали их выдачу, были готовы к проведению дегазации.
В романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» наглядно описано, как работала ГО с населением: при звуках сирены все должны были спрятаться по домам или натянуть запасенные противогазы. Тем, кого заставали на улицах без средства индивидуальной защиты, специальные отряды санитаров объявляли, что они отравлены, и уводили в газоубежище, где читали лекцию об отравляющих веществах или давались другие полезные сведения.
В задачи МПВО входило и занятие восстановительными работами, разбором завалов. Трудно представить, что все это легло на плечи подростков, женщин и стариков, но, тем не менее, основную массу сотрудников составляли именно они. При освобождении оккупированных врагом территорий возникала новая, еще более опасная необходимость – разминирование полей и сооружений.
До сих пор на некоторых домах (например, в Санкт-Петербурге) можно видеть оставшиеся с советских времен таблички «При обстреле эта сторона улицы особенно опасна». Советское правительство заботилось о своих гражданах.
Название «Гражданская оборона» появилось в 1961 г., когда на базе МПВО была создана всенародная оборонная система. На тот момент ее вопросы были признаны стратегическими и первоочередными. Согласно принятому Положению «О гражданской обороне СССР» она являлась системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно, в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения, и строилась по территориально-производственному принципу.
В ходе преобразований 1961-1972 гг. стало заметно, что гражданская оборона превратилась в самостоятельную государственную службу, которая продолжила активную работу с населением от мала до велика. В январе 1972 г. даже утвердили всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Он имел 5 возрастных ступеней, для каждой из которых были установлены свои нормы и требования. Сдача нормативов подтверждалась особыми значками. Чтобы получить такой значок, нужно было выполнить заданный набор требований, например: пробежать на скорость стометровку, отжаться определенное количество раз, прыгнуть с вышки в воду или метнуть гранату. Все эти нехитрые меры поддерживали гражданскую оборону в «боеспособном» состоянии и плюсом к этому стимулировало население к занятию физкультурой и ведению здорового образа жизни (то, над чем безуспешно работает нынешняя власть).
В рамках «модернизации» и «прогрессивных» течений в 1991 г. развалили страну и систему ГО заодно. Ее преобразовали в Министерство по чрезвычайным ситуациям, которым до последнего времени бессменно командовал С. Шойгу. Люди привыкли видеть на телеэкране мужественное лицо и оранжевый жилет в эпицентре любого катаклизма. Но красиво это бывает лишь на экране, а на деле часто работники подразделений ГО и ЧС сами оказываются в ситуациях, требующих помощи. Не углубляясь в катастрофы прошлых лет, вспомним лишь последний год, как самый яркий пример.
Летом горел Дальний Восток. Пожарные были выброшены с вертолета прямо в центр бушующего пламени. Шесть человек погибло, остальные были спасены лишь чудом.
В начале августа тревожный сигнал пришел к нам из сибирской тайги – там в Томской области в окружении огня оказались пожарные-десантники ФБУ «Авиалесоохрана», тушившие лесные пожары. С каким трудом спасли спасателей, вы всегда можете прочитать в № 33 нашей газеты от 24.08.12 г.
Еще одна печальная история – наводнение в Крымске: кто-нибудь предупредил людей о наступающей стихии? А кто потом собирал гуманитарную помощь, предоставлял пострадавшим кров и стол? Всем миром. А правительство в основном замалчивало количество жертв и разводило руками: мол, кто бы мог предугадать?
Помнится, как иностранцы в 1986 г. восхищались эвакуацией людей из чернобыльской зоны, которая, по оценкам специалистов, была проведена на высочайшем уровне. Одна французская газета написала тогда, что такой эффективной гражданской обороны, как в СССР, нет ни в одной развитой западной стране. Увы, нет теперь её и у нас...
В Советское время существовали подземные и наземные убежища на случай войны, где хранился запас консервов, воды, лекарств, одежды и прочих вещей первой необходимости. Туда водили на экскурсии школьников и студентов, чтобы они знали, куда бежать в случае опасности. На уроках НВП и ОБЖ учили практически всему: от того, как оказывать первую медицинскую помощь, до того, как строить убежища, так называемые щели. Сейчас эти сведения дают далеко не в каждой школе и в лучшем случае уроки ограничиваются теорией, а бункеры есть разве что у миллионеров, правительства и тех, кто поверил в конец света и позаботился о себе сам. Уже практически никто и никогда не устраивает пожарные тревоги, не говоря уж о газовых, а запасные выходы крепко-накрепко заперты в 90% учреждений.
На территории Владимирской области «деятельность» МЧС очень хорошо была видна в 2010 г., когда вокруг полыхали торфяники и в городе на сто шагов вперед ничего не было видно из-за дыма. Тушить пожары в лесах начали откровенно поздно, и в ряде территорий (к примеру, в Мещерском заповеднике) в итоге пришлось привлекать военных, как в 1972 году.
Удивительно, но в то самое время, когда нахождение в лесу и уж тем более разведение там огня было запрещено, без проблем была одобрена организация фестиваля «Владимирский клинок» в Загородном парке. Несмотря на чрезвычайное положение в области его участники жгли костры и устраивали «файер-шоу» – крутили факелы и «дышали» огнем среди сосен, которые, между прочим, отлично горят. Этот же фестиваль в 2011 г., когда нигде уже ничего не горело, запретили: мол, пожароопасен. В этом году, когда лето больше поливало, чем согревало, фестиваль разрешили едва ли не в последний день. Пожарную угрозу у нас видят в ливнях, а в пожарах, странно, что не видят потоп.
Сегодня в МЧС поняли, что своими силами им часто бывает не справиться, а все новое – это хорошо забытое старое. Неслучайно ведь отчасти именно по этой причине, к примеру, решено было возродить добровольную пожарную дружину.
Хорошо бы еще, чтобы и в правительстве задумались и поняли: вместо того чтобы тратить многие миллиарды на тушение пожаров и восстановление сгоревших домов, не лучше ли хотя бы часть этих средств направить на создание нормальной государственной системы гражданской обороны?
А. Корнева.
Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (04.10.2012)
Просмотров: 381 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz