В современной России нередки случаи, когда владелец предприятия пренебрегает требованиями безопасности и заставляет работника трудиться в условиях, создающих угрозу его жизни и здоровью. В капитализме такое поведение является нормой, ведь капиталист в погоне за прибылью не учитывает интересы наемного работника – если с ним что-то случится, то его всегда можно заменить на другого, более здорового. Но как быть в этой ситуации самому рабочему?
Законодатель для защиты прав конкретного рабочего предусмотрел такую норму трудового права, как самозащита. Ее можно использовать, когда твои интересы не отстаивает ни работодатель, ни сросшийся с администрацией предприятия профсоюз. Другие же формы защиты – искать правду в суде или обращаться с жалобами в государственные органы – не вполне эффективны, так как угроза жизни и здоровью создается уже сегодня, а указанные инстанции будут рассматривать обращение не меньше месяца.
Попробуем разобраться, что же это такое – самозащита. В № 39 от 17-23 октября 2014 г. нашей газеты Михаил из г. Владимира жаловался на то, что владелец предприятия заставлял его по 7 часов в день работать в цеху, где температура была выше 30 градусов, хотя по санитарным нормам его рабочий день не должен был превышать двух часов. В случае с Михаилом работодатель нарушал закон и заставлял трудиться сверх положенного, создавая тем самым угрозу здоровью людей.
Чтобы не допустить угрозы жизни и здоровью, работник может отказаться от выполнения своих трудовых обязанностей. В ст. 379 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена норма: «В целях самозащиты трудовых прав работник, известив работодателя или своего непосредственного руководителя либо иного представителя работодателя в письменной форме, может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права». То есть при возникновении вредных или опасных условий, которых не было ранее и которые противоречат нормам охраны труда (указанных в ст. 219, 220 ТК РФ), работник на имя начальника пишет отказ от выполнения указанной работы на срок, пока условия труда снова не будут приемлемыми.
Таким образом, самозащита предполагает самостоятельные активные действия работников по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или наряду с обращением в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в органы по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, либо в судебные инстанции.
Следует отметить, что по закону при переводе пролетария без его согласия на другую работу, с вредными условиями, не предусмотренными трудовым договором, рабочий также может воспользоваться правом самозащиты и отказаться выполнять обязанности. Если же владелец предприятия будет настаивать, тогда следует сослаться на ст. 380 Трудового кодекса РФ: «Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав». Иными словами, капиталист не может заставить пролетария работать, когда тот обоснованно применил право самозащиты. В дополнение к этому в статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации говорится: «Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности».
Рассмотрим другую сторону самозащиты. Предположим, что работник воспользовался своим правом и, известив письменно начальника, покинул рабочее место. Будет ли при этом пролетарию оплачиваться простой, пока работодатель не создаст условия, которые были предусмотрены в коллективном договоре и отвечали бы нормам охраны труда? К сожалению, порядок и размер оплаты за этот период точно законодателем не определены. Работодатель может предложить работнику другое место на время устранения опасных условий труда. Если же начальник этого не сделал, то он обязан оплачивать простой, так как невыполнение трудовых функций возникло не по вине работника (ст. 220 ТК РФ). За пролетарием сохраняются место работы (должность) и средний заработок. Это правило должно действовать и в случаях прекращения деятельности в связи с задержкой зарплаты (ст. 142 ТК). Заметим, что при восстановлении работы на прежнем месте пролетарию оплачивается время вынужденного прогула (поскольку он фактически был лишен возможности работать в условиях, указанных в трудовом договоре), т.е. средний заработок за все время вынужденного прогула (ст. 72 и 394 ТК).
Приостановка работы в целях самозащиты не прекращает трудовые отношения с данным работодателем, а также не умаляет и не ограничивает права работника.
Сергей Пютцеп
|