Последние два десятилетия ассоциируются с двумя негативными для страны явлениями – необычайно возросшим уровнем произвола и коррупции. Причем по уровню последней мы стоим рядом с наиболее отсталыми государствами Африки: Конго, Гвинея – Биссау, Папуа – Новая Гвинея. Коррупция в России стала системой, метастазами сковавшей экономику и социальную жизнь страны. Ежегодно коррупция съедает больше годового бюджета – 300 млрд долларов, что составляет 25% ВВП. Не будь ее, россияне узнали бы жизнь намного достойней нынешней. Но рост тарифов ЖКХ и цен на все виды продовольствия и товаров плотно связан с коррупционной деятельностью чиновников всех уровней. Откаты и распилы достигают выше 50% стоимости выполненных работ. Нет такой отрасли в России, где не было бы распилов, откатов и воровства, причем миллиардами долларов. Для существующей государственной системы характерно повсеместное и открытое сращивание чиновников и бизнеса, участие родственников и знакомых в освоении бюджетных средств и государственной собственности, несменяемость власти и закрытость ее функционирования.
Если друг оказался вдруг Коррупцию усугубляет главный принцип нынешнего управления: «Друзьям – все, остальным – беспредел». Здесь главным выступает личная лояльность. «Лоялен – воруй, не лоялен – сядешь». Для того чтобы укрепить этот принцип, и убрали из Уголовного кодекса статьи за экономические преступления. Еще лучше коррупционную деятельность можно обезопасить, если сам возглавляешь или создаешь видимость борьбы с коррупцией. Президент Медведев начал свою деятельность с создания комиссии по борьбе с коррупцией, которую сам же и возглавил. Однако результат объявленной борьбы отрицательный. Ворон ворону глаз не выклюет, говорят в народе. Власть твердо стоит на страже интересов коррупционеров. Из 100 тысяч коррупционных дел 65% виновных получили всего лишь условное наказание, остальные вообще вышли сухими из воды. Сегодня коррумпированные чиновники имеют иммунитет от серьезных наказаний. Ведь Медведев определил для них штрафы. Украл миллиард – уплатил тысячу. Мелким воришкам такая «малина» и не снилась. Рыба ведь гниет с головы. И пока во главе страны стоит ориентированная на личное обогащение клептократия, решить проблему не удастся.
Яхты, дворцы… Правящая элита, некогда вышедшая из небогатого советского детства, с остервенением набросилась на предметы и атрибуты роскоши. Гонка вооружений сменилась гонкой роскоши в стране, где более 70% населения прозябают в бедности и даже откровенной нищете. Политики и чиновники стремятся не отставать от своих друзей – долларовых миллиардеров-олигархов – в потреблении самых дорогих товаров и услуг, самых изысканных развлечений и наслаждений. Личный пример в гонке за роскошью задают первые лица в государстве. В начале прошлого года в Сочи пришла новая, купленная Управлением делами президента яхта «Сириус». Цена яхты скромная – 1,2 млрд рублей. Годовая норма расходов на содержание этой яхты – 120 млн рублей. На яхте есть даже винный погреб и бассейн с водопадом. А как же! В общей сложности президента и премьера связывает использование 26 объектов роскошной недвижимости как в России, так и за рубежом. Причем число дворцов с каждым годом растет. Близ Парижа есть «Домик высокого гостя», построенный Управлением делами президента за 30 млн евро. Автор этих строк лично видел строящийся дворец возле Геленджика в Параскеевке. Таких дворцов не было ни у одного императора. Местное население знает, что он – для нашего первого лица в стране. Рядом не менее «скромный» дворец патриарха всея Руси Кирилла. По соседству – дворец Г. Грефа. Красивая жизнь первых лиц государства оплачивается из бюджета, то есть из карманов налогоплательщиков.
Угроза безопасности Системная коррупция угрожает не только нищетой россиянам, но и национальной безопасности России. Бегство капиталов за год составляет более 38 млрд долларов, отсутствие по этой причине инвестиций в несырьевой сектор экономики стимулирует превращение России в сырьевой придаток не только Запада, но, как уже видно, и Китая. Колоссальная коррупция стремительно толкает Россию в третий мир. Ни о какой модернизации и инновационной экономике, о которых без умолку болтают правители, при африканском уровне коррупции у нас не может быть и речи.
В.Володин.
|