Среда, 24.04.2024, 03:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №20 (951) 30.05-05.06.2014 » Статьи

Кто мы, владимирцы?

Житейские размышления накануне грандиозных форумов

В конце мая – начале июня во Владимире планируется проведение сразу двух знаковых, масштабных мероприятий. 30-31 мая в регионе пройдет организованный администрацией II экономический форум «Владимирская область – территория динамичного развития». На чуть поздний срок намечено проведение очередной конференции клуба интеллектуалов и патриотов «Спасский холм» под предводительством политолога Романа Евстифеева. Оба мероприятия, по сути, направлены на одну цель – развитие Владимирского края и «локальной идентичности» у его граждан.

Если говорить простыми словами, то «локальная идентичность» возникает тогда, когда человек относит себя к какой-то территориальной общности людей (скажем, москвич или сибиряк), причем делает это на основе определенных культурных ценностей и социополитических воззрений. В ходе II экономического форума сразу на нескольких площадках проблема «локальной идентичности» будет так или иначе затрагиваться. К примеру, на базе Владимиро-Суздальского музея-заповедника знатоки обсудят «культурное наследие Владимирской области», на другом круглом столе поднимут вопрос о «возрождении ремесленничества как факторе формирования самобытного имиджа региона», в бывшем Доме офицеров общественники поговорят о «городе, где хочется жить и работать». Отдельное заседание будет посвящено развитию туризма как «точки роста» экономики Владимирской области.

Почему вдруг меня как коммуниста заинтересовала проблема «локальной идентичности» и я решил ее поднять? Дело в том, что с этой темой связано развитие не только нашего города и области, но и всей страны. Именно «идентичность» может стать залогом объединения людей и формирования в дальнейшем институтов гражданского общества и самоуправления (попросту – советов, советской власти).

Конечно, для меня важнее не столько локальная, сколько общегражданская идентичность. В СССР она ощущалась и осознавалась каждым. Словосочетания «Я – советский человек», «Я – гражданин Советского Союза» и сегодня значат очень многое. Они говорят не только о наличии паспорта СССР, но означают особый тип человека – со своим складом ума, со своими ценностями (свободного труда, коллективизма, справедливости, взаимовыручки, честности и чести), со своим образом мышления и действия. «Советский человек» никогда не бросит друга в беде, никогда не пойдет на подлость и всегда будет бороться с несправедливостью. Да, в СССР «локальная идентичность» была не столь развита. Граждане за свою жизнь могли исколесить всю Страну Советов и везде чувствовать себя, как дома. Их адрес действительно был «не дом и не улица», а весь Советский Союз. 
В отличие от СССР, сегодня общегражданская идентичность почти не развита. Выражение «Я – россиянин» не означает ничего, кроме российского гражданства. Мы чаще говорим о своей национальной принадлежности, чем о стране в целом, и связано это с отсутствием единой государственной идеологии, объединяющей системы ценностей. Россиян объединяют только общие беды или победы, но у нас нет никакого представления о том, кто мы такие и куда мы движемся. Если советские граждане могли точно сказать, ради чего они живут и работают и что ждет их детей, то для россиян это темный лес.

Наравне с проектом развития страны у нас отсутствуют и представления о каждом конкретном городе или регионе. Заметьте, что мы почти никогда не говорим «мы, владимирцы». За этими словами ничего не стоит. Мы четко не представляем, в чем изюминка нашего города, что мы должны сохранить и куда должны стремиться. Немного чаще мы слышим словосочетание «Владимирская Русь», но что это значит? Мы ассоциируем себя только с периодом XI-XIV века, когда во Владимире были построены основные памятники белокаменного зодчества? А как же советский период? Ведь именно под руководством коммунистов было отстроено две трети (если не больше) современного Владимира, почти все предприятия города, памятники, объекты культуры, и в понятие «Владимирская Русь» они никак не вписываются. Между тем из-за того, что мы не представляем, кто мы такие, и мало знаем о собственном городе, и возникают скандалы, связанные с застройкой Спасского холма, организацией пешеходной зоны на Большой Московской, переименованием улиц и остановок и т.д.

К сожалению, не способствует развитию «локальной идентичности» и государственная политика. Премьер-министр Дмитрий Медведев неоднократно заявлял, что граждане должны быть социально мобильными, т.е. готовыми переехать из одного региона в другой в поисках лучшей жизни. И в этом плане любая «идентичность» будет только мешать, именно поэтому она старательно выхолащивается. Молодое поколение практически ничего не знает об истории своего города, родного края, а если и знает, то вряд ли ценит. 

В то же время подсознательно мы, владимирцы, все же осознаем свою общность. Она проявляется как в негативном плане, так и в позитивном. Сначала о первом. Владимирская область очень многими воспринимается как эдакое «Приподмосковье». Москвичи к нам приезжают отдыхать, скупают у нас недвижимость, землю, дачи, даже выделяют деньги, чтобы проложить нормальные дороги или построить аэропорт. Так уж исторически сложилось, что Владимирский край был вотчиной для знатных, богатых людей из столицы, оттого у нас так много дворянских усадеб. И все бы ничего, но у этого процесса есть обратная сторона.

Когда я учился на филфаке педуниверситета (ныне ВлГУ), студенты шутили по поводу находящейся на здании у Золотых ворот таблички, что здесь проходил обучение писатель Венедикт Ерофеев. То ли его отчислили, то ли он сам ушел, но именно этот факт стал счастливым билетом в его жизни. И если проанализировать всю историю Владимирского края, то мы увидим, что ни один наш герой не стал знаменитым на территории нашей области. Бородин, Сперанский, Евгений Евстигнеев, Солженицын, Фатьянов, Дмитрий Пожарский, Суворов, диктор Левитан, даже Кубасов – все они добились успеха вне нашего региона и благодаря этому. Даже Россия стала развиваться, когда столицу перенесли из Владимира в Москву. Владимирская область – не место, где можно построить карьеру, стать успешным и знаменитым и получать высокую зарплату. Для этого есть Москва. Поэтому, с одной стороны, часть владимирцев уезжает в столицу на работу, с другой – часть москвичей приезжает в наши края на отдых. Такой вот взаимообмен.

Однако если Владимир – не место для карьеры, то для чего? Об этом можно судить только по сравнению с другими городами страны. В отличие от Москвы и крупных мегаполисов, Владимиру близок размеренный образ жизни. Нам чужда спешка и чрезмерная энергичность, свойственная карьеристам. С другой стороны, в отличие от маленький городков, где распространено деление на «свой» – «чужой», во Владимире дышится более свободно. Наш город можно сравнить, к примеру, с Томском. Там тоже есть одна главная улица, на которой располагаются все шесть университетов города и основные достопримечательности. Владимир, как и Томск, – это город для людей и для жизни, и это чувствуется повсеместно.
Наверно, каждый замечал, что во Владимире все друг друга знают – если не лично и не через знакомых, то через знакомых знакомых точно. Наш город более располагает к отдыху, чем к работе. Крупные офисные центры и небоскребы нам чужды, гораздо ближе – небольшие домики. До сих пор помню картинку из детства, когда на поле у рынка «Факел» кто-то пас коз и лошадей. 

Мы, владимирцы, очень трепетно относимся к своему городу – как к собственному дому. Потому у нас и вызвала такое возмущение инициатива перекрыть Большую Московскую. Представьте, если кто-то в вашем доме перекроет общий коридор. Во Владимире есть спальные районы, есть рабочие «кабинеты», даже «кухня» и «балкон». Наши памятники также отличаются от достопримечательностей других регионов. Да, у нас нет дворцов, как в Ленинграде, нет грандиозных монументов, как в Сталинграде, даже набережной нет, как в Москве. Зато есть свои Покрова-на-Нерли, говоря языком Маяковского – «плевочек», который для нас является «жемчужиной». Во Владимире всего-то три-четыре старинных храма, да и город можно обойти вдоль и поперек за пару-тройку часов, но за это мы его и любим.

Мы до сих пор ценим семейные династии – например, рабочих на заводах, учителей, да даже бизнесменов и политиков. Во владимирском горсовете депутатов поздравляют с днями рождения, разве что конфетки не раздают, как в школе. Более того, до последнего времени политическая сфера нашего региона напоминала одну большую семью, в которой иногда происходили семейные разборки. Несмотря на разногласия, все политики друг друга знали и уважали, ибо «свои», ибо живут в одном «доме». Наш регион отличался от остальной России, мы были последним оплотом «красного пояса». Губернатора Николая Виноградова кто-то называл «царем красной республики», но он был не «царем», а «хозяином». Да, это имело иногда и негативные последствия: например, Виноградов никогда не повышал голос на подчиненных и не разбрасывался кадрами. Берег, как рачительный хозяин, ибо «свои». И даже если кто-то провинился, заступался.

Сегодня на смену «хозяину» пришла «хозяйка». Ей пока чужды наши ценности, наш размеренный образ жизни, наша тяга к спокойствию и благополучию. Светлана Орлова, как в свое время Петр Первый, решила поднять Владимирскую область «на дыбы» (в хорошем смысле слова), но как бы не получилось, что «на дыбу». С приходом нового губернатора возобновилось превращение региона в «Приподмосковье». У нас открываются московские супермаркеты, к нам приезжают чиновники из других регионов, а высокоскоростная магистраль и аэропорт и вовсе превратят Владимирскую область в перевалочный пункт на маршруте «Москва – Россия». Наш регион никогда не был «территорией динамичного развития». Мы развивались, но умеренно, а вот приезжих и чрезмерно активных правителей никогда не любили. В то же время если человек становился «своим», «хозяином», против него владимирцы никогда не смели выступать. Разве что при дележе «наследства».

Владимир для нас, его жителей, – это город для людей. Не для карьеры, а для жизни. Развитие у нас идет именно из преемственности, традиции, накопленных веками ценностей и сложившихся устоев. Порой это мешает, но это нас и отличает от других. И сегодня Владимир должен развиваться именно в интересах его жителей, а не разномастных карьеристов и дельцов. Тогда город будет цвести, а не «динамично» деградировать.

Иван Ростовцев

Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (02.06.2014)
Просмотров: 431 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz