Продолжает совершенствоваться партийная практика, новые требования предъявляет общественно-политическая ситуация. Эту реальность нужно учитывать, внося соответствующие коррективы в Устав. Значительная часть изменений в действующий Устав КПРФ, принятых на XV съезде КПРФ, связана с новациями в федеральном избирательном законодательстве. Участие в выборах разного уровня является обязательным для всех партий, а неучастие ставит партию на грань приостановления деятельности. Вот почему в Уставе появилась соответствующая строчка об обязательном участии партии в выборах всех уровней. Бывали случаи, когда некоторые парторганизации отказывались от их участия по разным причинам, не понимая, по сути, какой удар они этим самым наносят престижу партии. Повышение роли депутатов-коммунистов в парламентской деятельности как трибунов партии требует лучшей работы по координации их как на уровне ЦК КПРФ, так и на региональном и местном уровнях. Именно об этом говорится в десятом абзаце п.1.1 Устава. Из этого положения следует, что активная деятельность фракций КПРФ всех уровней, других депутатских объединений становится обязательной нормой. В новой редакции Устава уточняются обязанности депутатов КПРФ строго руководствоваться в своей работе решениями партии и ее руководящих органов, в обязательном порядке строить свою деятельность на основе Устава КПРФ и Программы. В то же время подчеркнуто, что коммунисты, занимающие государственные и муниципальные должности, не могут быть связаны в своей деятельности с решениями партии при исполнении своих служебных обязанностей. Целый блок изменений в Уставе посвящен полномочиям центральных органов партии, региональных и местных отделений при выдвижении кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные должности. Суть внесенных изменений в том, что нижестоящий партийный орган при решении вопросов по подбору кандидатов в депутаты (списка кандидатов) в обязательном порядке согласовывает их с вышестоящим партийным органом. Речь в этом случае идет о едином подходе в партии к отбору кандидатов, о том, что в нашей среде нередко появляются политические жулики и шулеры, карьеристы, умеющие болтать красиво, но по делам своим – предатели. Нелегко вырастить активного и думающего депутата, но тщательный отбор – это и одновременно его стартовая подготовка с расчетом на выдвижение в будущем на более высокий депутатский уровень. В Уставе эта норма распространяется и при намерении соответствующего партийного органа отозвать того или иного кандидата (список кандидатов) и т.д. Важно только подчеркнуть, что в п.8.7.1 Устава дается полный перечень оснований для отзыва, причем такой перечень дается впервые. В новой редакции Устава добавляется еще одна важная норма: в случаях, когда образуется вакантный депутатский мандат, то постоянно действующие руководящие органы партии всех уровней обязаны в соответствии с партийной подчиненностью согласовать между собой соответствующую кандидатуру перед внесением ее в избирательные комиссии. Это касается депутатов представительных органов местного самоуправления и представительных органов регионального значения. Например: бюро регионального отделения КПРФ согласовывает с Президиумом ЦК КПРФ предложение в адрес избирательной комиссии для замещения вакантного депутатского мандата Законодательного Собрания области. Далее. Отныне к прямым обязанностям бюро комитета регионального отделения партии относится представление от имени КПРФ кандидатуры для зачисления в резерв составов участковых избирательных комиссий (и отзыва из него). Это связано с новой практикой их формирования и сроками полномочий, не связанных конкретно с датами выборов разного уровня. Значительная часть дополнений в Уставе касается процедур взыскания, исключения из партии. В целом они носят редакционный характер. Тем не менее обращает на себя внимание то, что часть вопросов о наложении взысканий будет регулироваться специальным Положением ЦК КПРФ и Президиума ЦК, а не непосредственно Уставом. Партийная практика покажет целесообразность такого решения. Вместе с тем сохраненные в Уставе нормы, на мой взгляд, полностью гарантируют права коммуниста по восстановлению членства в партии или отмене необоснованного взыскания. Впервые добавляется такая норма взыскания как отстранение коммуниста от руководящих полномочий в случае его проступка, наносящего серьезный ущерб партии, и (или) исключение его из состава выборного органа. В последнее время в некоторых региональных отделениях стали приниматься решения по роспуску в полном составе райкомов, горкомов. Нередко это делалось по надуманным причинам: ЦКРК в этой связи в свое время отменила ряд необоснованных решений. Конечно, в работе партийных отделений возникают разные ситуации, требующие радикальных решений. Но в некоторых случаях нет необходимости распускать целое партийное отделение, хотя бы потому, что это связано с необходимостью соблюдать массу различных условий организационного характера по созыву конференции и т.д. Совершенно правильно поступил съезд, добавив в Устав норму, позволяющую распускать и бюро партийного комитета. Такая норма вводится в Устав партии для того, чтобы дать возможность самим коммунистам, прежде всего, на своем пленуме определиться с основными направлениями своей работы или устранить препятствия на этом пути. Чтобы не допустить двойных толкований и разночтений при рассмотрении тех или иных вопросов партийной жизни, XV Cъезд посчитал возможным, чтобы порядок работы контрольных органов определялся в согласованных с ЦК КПРФ формах, в ряде случаев – на совместных Пленумах ЦК КПРФ и ЦКРК, что представляется совершенно правильно в интересах сохранения единства партии. Впрочем, и эта норма должна пройти определенный путь, чтобы утвердиться как жизнеспособная. Среди других внесенных в Устав партии изменений и установление нормы, касающейся сроков полномочий местных и региональных комитетов и контрольно-ревизионных комиссий, которые теперь составляют 4 года, периодичность проведения пленумов – один раз в четыре месяца. Еще новшество. Так, пункт 3.8 гласил: «При выборах партийных органов соблюдается, как правило, принцип постоянного обновления (не менее1/5) их состава и преемственность руководства». Стало: «При выборах партийных органов соблюдается принцип обновления их состава и ротация руководства». Могут показаться странными изменения, при которых исключаются пункты, в соответствии с которыми партийные организации могли создавать советы первичных отделений, семинары, советы ветеранов, молодежные секции, группы сочувствующих и т.д. На самом деле речь идет лишь о том, что партийные организации все это будут делать не в связи с неким перечнем в Уставе, а в соответствии со складывающимися обстоятельствами и необходимостью. А теперь об очень приятном изменении: теперь в Уставе партии слова «Союз коммунистической молодежи» заменяются словами «Ленинский Коммунистический Союз Молодежи». Очень бы хотелось, чтобы нынешнее поколение молодежи с честью и гордостью своими делами оправдывало это высокое название… В настоящее время внесенные изменения в Устав партии направлены в Министерство юстиции РФ для государственной регистрации. Только после этого новая редакция Устава вступит в силу для всех членов КПРФ. Вместе с тем работа над совершенствованием Устава продолжается, как продолжается деятельность КПРФ, партии высоких нравственных целей и благородных задач во имя жизни и благополучия народов России.
Информация КРК ОК КПРФ.
|