17 сентября в Москве состоялся Конгресс российского образовательного сообщества. Он был организован Центральным комитетом КПРФ и Общероссийским общественным движением «Образование для всех». В зале театра «Содружество актеров Таганки» собралось более тысячи учителей, преподавателей, студентов и аспирантов со всей России, чтобы обсудить и осудить губительнейшие процессы, которые происходят в системе образования, и принять программу спасения российской школы. В работе Конгресса приняла участие и владимирская делегация, которая оказалась самой многочисленной – 40 человек. Возглавил ее 2-й секретарь ОК КПРФ А.С. Сидорко. Открыл заседание народный артист РСФСР, художественный руководитель театра «Содружество актеров Таганки» Н.Н. Губенко. Он высказал свое мнение о кризисе, который пронизывает все сферы жизни общества, причем для его преодоления власть не делает ничего. «Мы потеряли государство равных возможностей с обязательным всеобщим средним образованием. Мы обретаем общество, основанное на классовой вражде, которая наверняка приведет к кровопролитию. Спасибо, что собрались здесь для того, чтобы этому помешать», – обратился к участникам конгресса Н.Н.Губенко. Вел заседание первый заместитель Председателя ЦК КПРФ, заместитель Председателя Государственной Думы, профессор МГУ им. Ломоносова И.И.Мельников. Он подчеркнул необходимость проведения подобных массовых мероприятий, несмотря на заявления прессы, что это все «напрасно». «Я хочу твердо заявить, что мы делаем это не напрасно – ситуация меняется», – убежден И.И.Мельников. Так, после парламентских слушаний в Госдуме по вопросу принятия нового закона об образовании принятие законопроекта Фурсенко удалось отложить на неопределенный срок. В него было включено 11 поправок, которые предлагали коммунисты, и из отвратительного законопроект стал хотя бы никудышным. Но коммунисты не только критикуют. Движение «Образование – для всех!» и фракция КПРФ в Госдуме разработали альтернативный проект закона «О народном образовании». Суть этого закона пояснил И.И.Мельников. Наш закон идет под знаменем «образование для человека, образование – для всех», а правительственный – под флагом «образование для рынка». Они хотят сделать из образования коммерческую сферу, а мы стремимся к тому, чтобы воспитать поколение людей-созидателей. Они хотят ввести образование для избранных, а наша цель – качественное и достойное образование для всех». Затем слово для выступления было предоставлено Г.А.Зюганову. Первым делом лидер КПРФ обрисовал ситуацию в мире: капиталистическая система зашла в тупик, и мир отчаянно ищет выхода из него. Нужна новая модель развития, которая бы основывалась не на развитии капитала, а на развитии человека. Эта модель – социализм! Перед нашей страной стоят еще более серьезные угрозы – прежде всего, угроза завоевания, порабощения и разделения. И в этих условиях как никогда важно вкладывать деньги именно в развитие образования и науки. Сталин когда-то сказал: «Ты хочешь сделать передовой свою страну в смысле поднятия ее государственности, – подымай грамотность населения, подымай культуру своей страны, – остальное приложится». Эти слова должны стать знаменем нынешней политики в области образования и науки, ведь войну выигрывает и проигрывает школьный учитель. К сожалению, система российского образования после 20 лет перестройки оказалась в руинах. Закрываются вузы и школы, образование становится платным, ликвидирована система поддержки молодых ученых и талантливой молодежи. У КПРФ есть конкретные предложения по спасению российского образования, ее разрабатывали лучшие умы страны, и при победе на выборах ситуация изменится к лучшему. По окончании своего выступления Г.А.Зюганов вручил памятные медали ЦК КПРФ «В память 300-летия со дня рождения М.В.Ломоносова». В числе первых ими были награждены Ж.И. Алферов, Н.Н. Губенко и О.Н. Смолин. Следующим взял слово вице-президент РАН, Нобелевский лауреат, депутат Государственной Думы от фракции КПРФ Ж.И. Алферов. Он сообщил собравшимся о фактическом разрушении отечественной индустрии и высокотехнологичных отраслей производства. При этом ни о какой модернизации и речи быть не может. Для технологического прорыва нужен прежде всего прорыв человеческий, прорыв в сознании, а его можно достигнуть только посредством качественного образования. Но если раньше существовала всесторонняя поддержка молодых ученых, то сегодня ее просто нет. Нынешней власти не нужны ни квалифицированные кадры, ни научные открытия. «Развитие науки и образования – это дорога для того, чтобы Россия не стала колонией, сырьевым придатком для развитых стран мира. Настоящий ученый-патриот думает всегда о развитии страны, а не о личном обогащении», – сказал в завершение Жорес Иванович. Об альтернативном законе «О народном образовании» рассказал собравшимся заместитель Председателя Комитета Госдумы по образованию, Председатель общероссийского движения «Образование для всех» О.Н. Смолин. Он детально изложил отличия проекта КПРФ от проекта Фурсенко. Единороссовский проект легко было бы изложить в двух статьях: «Ст.1 – правительство может творить все, что хочет, ст. 2 – Если не поняли, см. ст. 1». А фракция КПРФ предлагает не просто альтернативу, а принципиально иной курс образовательной политики. «По нашему проекту, образовательная деятельность – это не оказание услуги, а социальное служение. С нашей точки зрения, расходы на образование – это не бремя государственного бюджета, это, напротив, самые выгодные для государства инвестиции в человека. Основная же цель просвещения – не воспитание квалифицированного потребителя, а многостороннее развитие творческого человека», – сказал Олег Николаевич. Коммунисты предлагают в течение трех лет увеличить расходы на образование до 7% от ВВП. Сейчас, по данным Общественной палаты, – примерно 3,5%. В 50-е годы в СССР было 10%. Без этого модернизация невозможна. КПРФ предлагает отменить подушевое финансирование образовательных учреждений, отменить ЕГЭ или его обязательный статус, вернуть в образовательный стандарт список обязательных предметов, обеспечить все школы спортивными залами и техникой, а школьников – бесплатным двухразовым питанием. Средние зарплаты школьных учителей должны быть не ниже средней зарплаты в промышленности в целом, преподавателей в средних специальных учебных заведениях – в полтора, а в вузах – в два раза выше. КПРФ также предлагает приравнять педагогических работников по социальным гарантиям и пенсионному обеспечению к государственным служащим, поднять студенческие стипендии до 80% прожиточного минимума. Кроме того, Олег Николаевич рассказал и о других положениях законопроекта, предлагаемого Компартией: ограничить число детей в группах детского сада до 20 человек, отказаться от конкурсного набора в дошкольные образовательные учреждения и школы, запретить закрывать и уплотнять сельские школы, сохранить все льготы учителям, которые в них работают, отказаться от попыток запрета начального профессионального образования, поддерживать детское и взрослое дополнительное образование, наладить обучение лиц с ограниченными возможностями. «Если после Первой мировой и Гражданской войн Россию из разрухи вывел нэп – новая экономическая политика, то теперь мы предлагаем НОП – новую образовательную политику», – сказал в заключение О.Н. Смолин. После выступления докладчиков слово взяли участники конгресса и простые преподаватели. В своих выступлениях они также критиковали нынешнюю систему образования и клеймили позором реформу Фурсенко. В то же время, по мнению депутата Госдумы от фракции КПРФ Т.В. Плетневой, самое обидное то, что учителя превратились в «молчащих кроликов», которые видят, как уничтожают систему образования, но не сопротивляются этому, поскольку боятся потерять работу. И действительно, учителя говорили и о том, что нужно отменить ЕГЭ, и об отставке Фурсенко (за нее преподаватели голосовали двумя руками), и о росте числа беспризорников, и о фактическом нарушении Конституции, которая гарантирует право на бесплатное образование. Резолюция конгресса, в которой его участники требовали кардинального изменения курса образовательной политики в интересах большинства граждан, была принята единогласно. А по завершении мероприятия каждый учитель смог выпустить в небо шарик с надписью «Фурсенко – Нет!». Однако прошедший конгресс окажется ненапрасным лишь в том случае, если его участники расскажут о нем своим коллегам и знакомым и убедят всех поддержать КПРФ на выборах. В противном случае школьная и вузовская интеллигенция так и останется сворой «кроликов», которые предают своих учеников и самих себя. И.Александров.
|