Зачем в России уничтожается транспортное сообщение?
В конце прошлого года россияне со своих телеэкранов могли видеть рекламный ролик ОАО «Российские железные дороги». По всей видимости, съемкой этой рекламы занимались лучшие пиарщики страны, да и на показ ее по Центральному телевидению госкорпорация потратила немалые средства. В ролике было все – и русские просторы, и бескрайние дали нашей необъятной Родины, а завершался он пафосным, но верным лозунгом – своеобразной расшифровкой «РЖД»: «Россия живет дорогами».
Однако уже через месяц после того, как реклама исчезла с экранов телевизоров, из регионов стали поступать тревожные новости об отмене пассажирского железнодорожного сообщения в принципе. Из этих известий следовало, что если Россия и «живет дорогами», то и смерть ее заключена в том, чтобы эти «дороги» уничтожить, а занимается этим та самая госкорпорация, которая на протяжении полугода так настойчиво и самоуверенно себя рекламировала.
Уничтожение железнодорожного сообщения в России идет уже несколько лет. С 2010 года объем транспортного обслуживания в регионах сократился на 25%. Только в прошлом году были отменены в общей сложности 550 маршрутов, по которым следовали электрички. В январе этого года были ликвидированы еще более 300 маршрутов пригородных поездов: 35 – в Нижегородской области, 34 – в Тверской, 17 – в Пермском крае, по 16 – в Воронежской, Орловской и Кировской областях, 11 поездов в Самарской области и т.д. Наш регион сокращение затронуло несущественно. В ноябре были отменены лишь 4 электропоезда по направлениям из Владимира в Ковров и Вязники и обратно. Однако уже весной их могут вернуть.
В конце января российские СМИ облетели поистине удивительные новости. В Псковской, Тульской и Вологодской областях были отменены все электрички. Да-да, вы прочитали правильно: пассажирские перевозки на железнодорожном транспорте в этих регионах полностью прекратились. Такая же участь ждала жителей и еще половины субъектов РФ, которые попросту не смогли себе позволить заключить договор с компанией-перевозчиком. Наш регион заключил договор лишь на полгода.
Стоит ли говорить, что для жителей глубинки тех областей, где были полностью отменены электрички, это решение было равносильно приговору. Российские села и без того были практически отрезаны от мира, а теперь и вовсе превратились в своеобразное гетто. В большинство деревень кроме как на поезде добраться невозможно, да и взамен отмененных электричек региональные власти не везде смогли предоставить автобусы.
– Отменили электрички «Вологда-Буй», – рассказывает жительница поселка Вохтога Вологодской области Марина Бобылева. – Студентам теперь домой не уехать, да и вернуться на учебу проблематично. Бабушки остались без пенсии, из их деревень можно было добраться до города только на электричках. В больницу тоже не уехать. Обещали восстановить, но так ничего и не изменилось.
Кстати, из-за отмены электричек пострадают и сотрудники железных дорог, которых, очевидно, ждет сокращение.
В чем же причина возникшего в стране транспортного коллапса? Глава «РЖД» Владимир Якунин во всем винит местные власти. «Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели», – написал он в своем блоге. Логика простая: регионы должны компенсировать «РЖД» выпадающие доходы, поскольку большинство пригородных электричек «нерентабельные». На сегодняшний же день долг субъектов РФ перед госкорпорацией составляет 36 млрд рублей. Нет денег – не будет и поездов. И не беда, что Россия при этом откатится в дореволюционные времена. Однако у субъектов Федерации – своя правда.
Дело в том, что «РЖД» постоянно повышает тарифы на перевозку пассажиров, причем делает это совершенно необоснованно. Так, власти Новгородской области еще три года назад платили «Северо-Западной пригородной пассажирской компании» («дочке» «РЖД») всего 8 млн рублей за транспортное обслуживание, а в этом году организация требует уже 130 млн рублей! В Воронежской области требуемая от железнодорожников компенсация выросла в 61 раз – с 12 до 730 млн рублей! В ответ уже региональные власти вынуждены повышать цены на проезд. К примеру, в Бурятии в 2014 году тариф вырос на 293%, в Татарстане – на 225%, в Пензенской области – на 167%, в Амурской – на 150%, в Кировской – на 143% и т.д. Дошло до того, что себестоимость проезда пассажиров на автобусе оказалась в несколько раз дешевле, чем на поезде. Да что там!
– Нам выгоднее купить каждой семье, которая пользуется электричками, по автомобилю «Жигули», чем отдавать железнодорожникам, каждый год увеличивая вложения, – заявил губернатор Новгородской области Сергей Митин.
– В «РЖД» все, к сожалению, свелось к зарабатыванию денег, а я всегда считал, что это важнейшая социальная отрасль, – поддержал коллегу губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.
И действительно, доходы ОАО «РЖД» за 5 лет выросли с 1,1 трлн до 1,37 трлн рублей, хотя пассажирооборот, наоборот, упал с 175,9 до 138,5 млрд пасс.-км и продолжает падать. При этом, как сообщил депутат-коммунист Валерий Рашкин на заседании Госдумы 23 сентября 2014 года, только официальная зарплата главы «РЖД» Владимира Якунина – 1,3 миллиона рублей в день (почти 40 млн рублей в месяц)! Правда, декларирование своих доходов сам Якунин назвал вмешательством в личную жизнь.
Однако дело не только в Якунине, а в том, что некогда единая транспортная система страны в новой России была расчленена на части, и в каждом федеральном округе сидит свой князек, который тоже хочет жить припеваючи. При этом государство постоянно спонсирует «РЖД». Только в ближайшие два года госкорпорации будет выделено более триллиона рублей на реализацию ее проектов.
Что же остается простым жителям? В конце прошлого и начале этого года во многих регионах страны прошли массовые акции протеста против отмены электричек. В Забайкальском крае жители села Харагун, куда поезд перестал ходить с 1 января, даже пригрозили перекрыть Транссибирскую магистраль. Депутаты Госдумы Валерий Рашкин и Сергей Обухов обратились к президенту и правительству с требованием возобновить пригородное сообщение. Реакция главы государства не заставила себя ждать. 4 февраля на совещании с кабинетом министров Владимир Путин поручил немедленно восстановить все отмененные электрички.
– Что, у нас Министерства транспорта не существует, что ли? Что происходит? Мы понимаем, насколько это серьезно, это же не один автобусный маршрут отменили, а перестали ходить электрички в регионы. Вы что, с ума сошли, что ли? Это несерьезный подход, это же касается тысяч людей, это касается производства. Железнодорожное пригородное сообщение должно быть восстановлено немедленно, – заявил президент.
Путин прав. От баснословной прибыли зажравшиеся олигархи действительно «с ума сошли». Их не волнуют судьбы миллионов россиян, которые окажутся отрезанными от мира, их не волнует производство, не волнует развитие страны. Им важна только собственная нажива. Рынок не работает на людей и на Родину, он работает только на кошельки богатеев. Так было и так будет. Если не сейчас отменят электрички, то сделают это постепенно, и будет это продолжаться до тех пор, пока мы не переведем стрелки истории, и железнодорожный состав под названием «Россия» не встанет вновь на социалистические рельсы.
Емельян Сумбуров
|