На заседании Законодательного Собрания 27 ноября в Избирательный кодекс Владимирской области депутаты облпарламента внесли изменения. На подпись губернатору ушел законопроект, отменяющий партийные списки для муниципальных выборов.
Если раньше, согласно статье 10.1 Избирательного кодекса, выборы в парламенты муниципальных образований могли идти как по мажоритарной (т.е. исключительно по одномандатным округам), так и по смешанной (т.е. и по спискам, и по одномандатным округам) системе, то теперь смешанную систему в регионе-33 отменили.
Депутаты объяснили: необходимость принятия этой инициативы возникла в связи с вступлением в силу закона № 303-ФЗ. Мол, наш областной закон просто нужно было привести в соответствие с федеральным.
– Решили не откладывать, чтобы муниципалы успели внести изменения в свои Уставы до сентября 2014 года, когда будут выборы в местные Советы, – объяснил журналистам разработчик законопроекта Роман Кавинов.
– Новый порядок не просто отвечает требованиям федерального закона, но и отражает запросы времени, – прокомментировал на пресс-конференции решение коллег председатель ЗС Владимир Киселев. – Я сам прошел горнило выборов по одномандатному округу. Убежден: только такой путь обеспечивает прямую и непосредственную связь избирателя и депутата, ведь партийный выдвиженец зачастую больше ориентирован на имидж партии, и у нас есть масса случаев, когда такой человек фактически ничего не делает. Заплатит денежные средства какой-то партии – и становится депутатом органа МСУ. А работы с избирателями как не было, так и нет. У одномандатников же ответственность выше – люди спросят не с партии, а с него лично.
Заметьте: каждый раз, когда «шерстят» избирательное законодательство, нам объясняют – «это делается для повышения ответственности участников избирательного процесса, укрепления демократических институтов, развития гражданского общества…» и так далее. Причем одними и теми же словами могут обосновывать самые разные действия.
Вот, например, в 2003 году в отношении Госдумы было решено избирать депутатов только по спискам. В 2012 году вернули смешанную систему. Теперь, не дожидаясь хотя бы одних выборов по прежней схеме, хотят снова сократить долю партийных списков на выборах – до 25% от общей численности депутатов. Может, стоит уже на чем-нибудь остановиться?
Инициатор этих шараханий из стороны в сторону – разумеется, «Единая Россия» с ее парламентскими фракциями (а кто же еще?). Политологи поясняют: так партия пытается изо всех сил остаться на плаву, теряя былую поддержку среди избирателей. «И пусть не вводят в заблуждение относительно высокие результаты «ЕР» на осенних выборах 2013 года. Это успех на последнем дыхании, с привлечением всех возможностей административного ресурса. А дальше – пустота: обещания «сделать всем красиво» то ли к 2020-му, то ли к 2030 году вскоре растают, как мираж в пустыне», – пишет, к примеру, Владимир Матиенко.
О том же, кстати, говорит и Минэкономразвития РФ. То бишь это не только домыслы «проклятой оппозиции».
Судя по всему, местный уровень у «партии власти» вызывает наибольшую тревогу. Скажем, в Красноярском крае или приморском городе Партизанске на муниципальных выборах единороссы выступили крайне плохо. А вдруг то же самое повторится и в других территориях?
– Избирательную систему опять меняют «под себя», в угоду конъюнктурным, сиюминутным соображениям, – считает Владимир Матиенко. – Федеральное руководство «ЕР», видимо, пытаясь снять с себя ответственность за фактическое уничтожение многопартийности, переводит стрелки на региональный уровень.
К слову, в поправках к федеральному закону об обязательности отмены выборов по партийным спискам не говорится. Каждому из региональных парламентов предоставляется возможность самому решать: снизить ли долю партийных списков, оставить ли ее на нынешнем уровне или же, для городских дум (советов), отменить ее полностью. Владимирским единороссам, видимо, выгоднее, если партийных списков вовсе не будет, ведь по спискам на муниципальных выборах 2011 года «Единая Россия» проиграла в четырех районах области...
Анастасия Цирюльник