Легко понимаемый инструментарий марксизма позволяет познавать и объяснять не только экономическое и социальное развитие, но также и историю государств, науки, религии, философии, литературы, искусства и этики во всем их разнообразии и изменчивости.
В этом состоит огромное преимущество марксизма. Это наука о развитии человеческого общества, то есть, в конечном счете, просто наука о человечестве.
Марксизм позволяет объяснить исторически преходящую природу разных социальных систем, ссылаясь на изменяющиеся свойства труда, как абсолютного условия человеческого выживания. Люди производят свою материальную жизнь, используя средства производства, и в этом производстве входят в разнообразные производственные отношения. Эти отношения и определяют структуру каждого социального строя как особого способа производства.
Корректное научное определение капиталистического способа производства позволяет вывести долгосрочные законы развития внутренних противоречий этого способа производства. Если замедляется накопление капитала, падает экономическая активность, возрастает нищета и нужда, несмотря на наличие гигантских резервов товаров и производительных сил. Необходимость дальнейшего накопления капитала заставляет капиталистов усиливать эксплуатацию рабочей силы.
Каждый экономический кризис имеет четкую и объективную функцию – раздувание цены и новое накопление капитала в результате его обвального обесценивания и мощного (вследствие безработицы) усиления эксплуатации рабочей силы. Вывод Маркса состоит в том, что система, которая может достигать экономического роста только ценой периодического воспроизводства массовой нищеты, негуманна и должна быть заменена лучшей.
Каждый наемный работник и каждый собственник объективно вынужден участвовать в классовой борьбе, нравится ему это или нет. Конкуренция вынуждает работодателей-капиталистов максимизировать прибыль, то есть максимально эксплуатировать своих работников. Наемные работники, в свою очередь, не имеют другого выхода, кроме как бороться за повышение заработной платы и сокращение рабочего времени, если они хотят сохранить или улучшить свое положение в буржуазном обществе.
Марксизм не является «наукой ради науки», он «пристрастен» в наивысшем смысле, то есть ставит перед собой цель не только объяснить мир, но и изменить его ради освобождения рабочего класса. Только научно обоснованная теория, объясняющая реальность, может быть эффективным орудием в борьбе за социалистическую перестройку общества.
Таким образом, придается объективная форма диалектике цели и средства. Социалистическая цель не может быть достигнута без воспитания уверенности в себе, чувства общности и классовой солидарности рабочих, поэтому действенны и оправданы только те средства, тактики и компромиссы, которые, в конечном счете, воспитывают пролетарское классовое сознание вообще, а не ослабляют и разделяют его. Любая тактика, действующая на классовое сознание рабочих противоположным образом – какой бы ни была ее сиюминутная эффективность с «чисто практической» точки зрения, – в конечном счете, уводит от социалистической цели, вместо того, чтобы приблизить к ней хотя бы на шаг.
В классовой борьбе любое организованное вмешательство, будь то забастовка, выборы или строительство социализма, любая речь, произнесенная на рабочем митинге, любая листовка, прочитанная рабочими, всегда должны рассматриваться со следующей точки зрения: какое воздействие окажет это вмешательство на классовое сознание? Однако любое суждение об этом в течение акции остается только гипотетическим. Лишь последующий практический опыт может показать, верно оно или нет. В этом – огромное значение, которое имеет для марксизма история пролетарской классовой борьбы. Это единственная лаборатория, делающая возможными обоснованные суждения о тактике и методах борьбы на базе предыдущего опыта.
Условия формирования социализма – вопрос высокого уровня развития производительных сил и политкультурной зрелости пролетариата, обеспечивающего максимальную степень прямой демократии Советов, самоуправления, гармоничного экономического развития и т.д.
Основной характеристикой социалистической модели на политическом уровне будет демократия Советов, то есть прямое осуществление политической власти рабочим классом и его свободно избранными представителями. Ключевая роль революционной партии в рамках системы Советов будет заключаться в политико-идеологическом убеждении большинства, а не в силе подавления своих политических оппонентов. Это предполагает многопартийную систему, полную свободу организаций, прессы, независимость профсоюзов, право на забастовку и абсолютное уважение к идеологическому, научному, художественному и философскому плюрализму.
Буржуазные идеологи считают марксизм ответственным за Сталина, за все прошлые неудачи СССР, Восточной Европы и Китая. Это все равно что, обвиняя современную медицину, предлагать возвращение к знахарству (на том основании, что очень многих пациентов за последний век не смогли вылечить из-за низкого уровня медицины).
Мы можем обратить против этих критиков их собственные аргументы.
Мы, марксисты эпохи классовой борьбы между трудом и капиталом, – всего лишь представители той многовековой тенденции, которая началась с первой забастовки в Египте при фараонах и развивалась через бесчисленные восстания рабов в античности, крестьянские войны в древнем Китае и Японии ко все более широкой преемственности революционной традиции в новое время и сегодня.
Именно мы – носители огня сопротивления неравенству, эксплуатации, несправедливости и угнетению, который снова и снова озаряет человечество. В этом огне – неотвратимость нашей победы. Ни Цезарь, ни Понтий Пилат, ни инквизиция, ни Гитлер, ни террор и ни общество потребления не могут загасить этот огонь.
Мы ни на минуту не сомневаемся, что история только начинается, и ее высшая точка впереди, а не позади нас.
Я марксист, в конечном счете, потому что только марксизм дает возможность по-прежнему верить в человечество и его будущее, без самообмана – несмотря на страшный опыт двадцатого столетия. Марксизм учит позитивному отношению к жизни и к людям, учит любить их без фальшивого блеска, без иллюзий, с твердым осознанием непременных трудностей и неизбежных отступлений за миллионы лет, потребовавшихся нашему виду, чтобы развиться из обезьяноподобных существ в исследователей земли и покорителей космоса. Добиться сознательного контроля над социальным существованием – это сегодня вопрос жизни и смерти для всего человечества. И ему удастся реализовать благороднейшее из устремлений: построить гуманный, бесклассовый, лишенный насилия мировой социализм.
Эрнест Мандель
|