В праздничном выпуске, посвященном 95-летию создания ВЛКСМ, нам не хотелось писать о чем-то, что могло бы омрачить праздник. Однако есть события, которые мы не можем обойти стороной. На этой неделе в Волгограде террористка-смертница взорвала себя в переполненном автобусе. Погибло 6 человек, пострадало 28, большинство из них – студенты. Та, что совершила теракт, тоже была молодой женщиной, которая вполне могла служить Родине, завести семью и детей, честно трудиться, открывать новые горизонты – в общем, все то, чем занимался комсомол в СССР. Но вместо этого она предпочла пойти на чудовищный, бесчеловечный акт, взорвав своих ни в чем неповинных сверстников. Однако главный вопрос, которым мы должны сегодня задаться, – предпочла ли она это, либо кто-то или что-то толкнуло ее совершить теракт?
Террор в России зародился в XIX веке. Нечаевцы и эсеры использовали его как метод революционной борьбы. Они считали, что убийством отдельных личностей можно что-то изменить. Бомбисты взрывали генерал-губернаторов, высокопоставленных чиновников, организовали семь покушений на императора Александра II. Однако крепостническая система от этого не рухнула, но только окрепла и закрепостилась. Другие «террористы» – уже из рабочей среды – предпочитали взрывать создающиеся тогда станки и конвейеры, наивно полагая, что именно они – корень зла, источник безработицы, низкой зарплаты и ужасных условий труда. Большевики с самого начала отказались от террора как метода борьбы. Классики марксизма убедительно доказали, что является причиной бед и бедности пролетариев. Большевики поняли: чтобы изменить положение дел, нужно бороться не с личностями и станками – нужно изменить систему социально-экономических отношений. Главным вопросом революции и коренного переустройства жизни стал вопрос о собственности.
Опыт СССР показал правоту сделанных марксистами выводов. Социалистическая экономика, базис, обеспечила соответствующую надстройку – мирное существование народов, отсутствие межэтнических конфликтов. Национальная политика, проводимая Лениным и Сталиным, сплотила и сблизила нации, народности и этносы союзных республик. На основе многонациональной государственности сформировалась новая социалистическая нация – советский народ. Как результат, в СССР мы не знали слова «теракт». Вряд ли кто-то мог представить, чтобы Муслим Магомаев, Муса Джалиль, Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе или Нани Брегвадзе наденут пояс шахида и пойдут взрывать себя в общественном транспорте. Молодежь в Советском Союзе, объединенная под знаменами комсомола, думала о том, как послужить Родине, как созидать новое, лучшее, коммунистическое будущее, сохранять мир и дружбу, а не как уничтожать, убивать, расстреливать…
С развалом СССР возобновилась, казалось бы, забытая навеки межнациональная вражда. Заполыхал Кавказ: Горный Карабах, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Грузия, Осетия и Абхазия. Чтобы окончательно разрушить устои России, национальные конфликты подогреваются как изнутри, так и извне. На это дело сил и средств на Западе не жалеют. Сработала «теория наведения мостов» Бжезинского.
Вот уже 20 лет в России не утихает гром от взрывов бомб. Это организованная война против мирного населения страны. В разных регионах России с 1994 года по сегодняшний день только в общественном транспорте произошли 12 крупных террористических актов с большим числом жертв. Первый раз рейсовый автобус взорвали 27 декабря 1994 года в Москве около южного выхода ВДНХ, тогда никто не пострадал. В 1996 году 11 и 12 июля в Москве взорвали два троллейбуса, 34 человека получили ожоги и травмы. В ноябре 2000 года в Буденновске (Ставропольский край) было взорвано маршрутное такси, пострадал водитель. 3 апреля 2003 года в Грозном на радиоуправляемом фугасе подорвался пассажирский автобус с местными строителями, погибли 8 человек. Террористы взрывали автобусы и в Северной Осетии в 2003-м (погибли 16 человек), и в 2007-м в Дагестане (погибла женщина), в том же году в Тольятти (8 убито), в Северной Осетии (погибли 5 пассажиров), в Невинномысске (погибли двое), в 2008 году во Владикавказе (12 убитых) и т.д. При взрыве автобуса в Волгограде погибли еще шесть пассажиров. А сколько вообще за постсоветский период произошло терактов на территории России, трудно даже запомнить: захват больниц и школ, взрывы в метро, взрывы домов, и пр. и пр.
Кто виноват, что Россию захлестнул «большой террор»? Конечно, в равной степени и погрязшее в коррупции руководство Минобороны, которое закрывает глаза на нелегальную поставку армейского оружия и боеприпасов террористам. Виноваты и те, кто развалил систему безопасности: некогда могущественная структура в лице КГБ могла заранее предупредить любой злой умысел врагов из-за океана, а сегодня милиция хоть и переименована в полицию, но умеет бороться только с собственными гражданами, а не террористами. Ответственность лежит и на высшем руководстве страны, которое 20 лет проводит безграмотную (или намеренную?) национальную политику, в результате которой межэтническая напряженность только нарастает. Республики Закавказья, где до сих пор орудует бандитское подполье, накачиваются деньгами, но укреплению мира и дружбы между народами это не способствует. Однако, возможно, это и не нужно режиму? Случайно ли, что теракты, устроенные будто «доморощенными», подконтрольными власти бандитами, происходят каждый раз, когда правительство принимает очередной антинародный закон и его рейтинг стремится к нулю? Вот и сегодня, когда Медведев заявил о предстоящих массовых увольнениях и второй волне кризиса, сначала была устроена шумиха вокруг Бирюлево, а после – теракт в Волгограде, который явно не поспособствует укреплению солидарности между трудящимися разных народов.
Между тем классовая солидарность сегодня просто необходима. Разве в той же Чечне или Ингушетии простые люди не хотят жить мирно и достойно? Разве они настроены на то, чтобы их дети и внуки с поясами шахидов подрывали себя в людных местах? Мир и труд нужен русским, украинцам, чеченцам, ингушам – всем народам РФ. Взрывы и теракты к положительному результату не приведут, они только застопорят классовую борьбу. Когда людям становится плохо, хорошо чувствуют себя только бандиты. Это надо понимать всем, из этого надо исходить в политической и идеологической борьбе.
Владимир Васильев
Евгений Растиньяк