Суббота, 23.11.2024, 23:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Номера
Статьи

Наш опрос
Интересно ли вам читать нашу газету?
Всего ответов: 388

Начало » Статьи » №17 (796) 06.05-12.05.2011 » Статьи

Последний бой фронтового разведчика
С первого до последнего дня войны Василий Григорьевич Сопунов прошел в разведке. Разведчиков на фронте называли «смертниками», и не случайно. Из личного состава взвода полковой разведки (позже фронтовой разведки) длинный путь до Победы живыми прошли только два человека – сам командир разведчиков Василий Сопунов и его друг – земляк Григорий Задорожный. Дважды разведчик представлялся к званию Героя Советского Союза и трижды был разжалован в рядовые. Такая специфика прохождения службы разведчиков – «или грудь в крестах, или голова в кустах». «Ночные налетчики» наводили ужас на солдат передовой линии фронта противника. Но сами иногда оказывались в ситуации беззащитных (в случае неудачной операции).
На парадном костюме фронтовика красовался завидный «иконостас» боевых орденов и медалей. Но среди них не было юбилейных медалей и медалей за взятие городов. На мой вопрос, почему он не носит такие медали, фронтовик ответил просто и однозначно: «Я признаю те награды, которые добыты кровью, а за взятие городов награждали всех, кто принимал участие в операции, в том числе и штабных писарей».
Свой последний бой Василий не любил вспоминать. Это был тяжелый бой с тяжелыми потерями. За 4 часа до капитуляции фашистской Германии, когда советские солдаты уже взяли рейхстаг, на окраине Берлина, в длинной цепи подземных винных погребов, переходов и тоннелей, засели остатки эсэсовцев, которые не ждали пощады от победителей. Пехотный полк понес такие потери, что командование вспомнило о «ночных налетчиках», которые в темноте «работают» лучше, чем при дневном свете. Изучив карту подземных коммуникаций, командир роты фронтовой разведки понял, что предстоит масштабная рукопашная схватка. Группы «захвата», «прикрытия», «отхода» работали как слаженный оркестр под управлением опытного дирижера. Короткие очереди ППШ, сверкание кинжала и тупой удар ручной гранаты РГД принуждали группы эсэсовцев поднимать руки вверх.
Бой разгорелся у самого окончания туннеля, значит, засевшие эсэсовцы будут стоять насмерть. Командир группы разведчиков «работал» в паре со своим земляком Григорием. Эта «спарка», казалось, была неуязвимой, друзья прикрывали друг друга надежно, рукопашным боем владели в совершенстве. Но… яркая вспышка и внезапный разрыв мины разбросал их тела в разные стороны. Разведчики вытащили из боя на плащ-палатке своего командира, он оказался живым. Тело убитого Григория подняли только после окончания этого последнего боя. Вот и получилось, что из всех разведчиков, прошедших вместе с ним весь боевой путь от первого дня войны до последнего, в живых остался только один он – бессменный командир роты фронтовой разведки.
О том, что через 4 часа после рокового боя был подписан акт о капитуляции Германии, разведчик узнал через несколько месяцев уже в госпитале. Целых два года он учился вновь разговаривать, боролся с заиканием, а вот чувство страха перед вспышкой молнии в летнюю грозу ему так и не удалось побороть – вспышка ассоциировалась в сознании со взрывом мины.
Но, к сожалению, это было не последнее испытание фронтовика. За то, что Василий Григорьевич дал своему соседу орденскую книжку для бесплатного проезда по железной дороге, на допрос был вызван к самому начальнику районного отдела НКВД, капитану, с орденом Красной Звезды на гимнастерке. В адрес фронтовика прозвучало слово «предатель»! Сработало подсознание, сигнал из мозга поступил к левой руке разведчика (кличка «левша» сохранилась на всю жизнь). Тяжелый чернильный прибор оказался в руке и тяжело опустился на голову энкавэдэшника. Одного увезли в госпиталь, другого в закрытую клинику. Только через месяц его вызволили из психбольницы. Фронтовые заслуги и письмо жены фронтовика к Сталину спасли разведчика от тюремного срока. Кстати, на фронте, от штрафбата, его так же трижды спасали персональные благодарственные письма Сталина за отлично проведенные раз-ведоперации.
До 65-й годовщины Великой Победы фронтовик не дожил всего один год. Зато налоговые органы не забыли о нем: даже после смерти регулярно присылают грозные предупреждения о том, что им не уплачен налог на автомобиль, полученный от государства за инвалидность. Оказывается, на войне все было намного проще. Там знали, кто враг и где он. Теперь же с оставшимися в живых фронтовиками правители активно борются, ставя их на грань выживания. Их последний бой продолжается…
В.Васильев.

Категория: Статьи | Добавил: Igrok0312 (05.05.2011)
Просмотров: 320 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск публикаций

Друзья сайта

Статистика

Copyright "За правое дело" © 2007Хостинг от uCoz