Несмотря на кажущуюся предсказуемость российской политической жизни до и после парламентских и президентских выборов, нельзя исключать, что события станут развиваться по нестандартному сценарию. А таких незапланированных сценариев может быть как минимум три.
Сценарий №1 Репертуар кремлевского театра должен порадовать настоящим избирательным хитом в сезоне 2011–2012 гг. Политический спектакль в ближайшее время будет иметь несколько действий с одним или двумя антрактами. Действие первое – парламентские выборы. В программе: партия власти выступает без поддержки Путина; рост протестных настроений и усиление оппозиции, а также – перспектива альянса всех оппозиционных сил. Действие заканчивается 4 декабря 2011 г. антрактом перед объявлением актерского состава во втором действии. Партия власти теряет конституционное большинство, с ней успешно конкурирует альянс оппозиции. Действие второе – президентская кампания. В программе: выдвижение кандидатов от власти. Сценарий второго действия предполагает импровизацию со стороны ряда актеров и ряд неожиданных режиссерских ходов, вплоть до отказа баллотироваться на третий срок. Действие заканчивается в марте 2012 г. избранием Путина президентом на третий срок и переходом в мае Медведева на пост главы исполнительной власти. Действие третье – финал, трагический для действующего сегодня президента, который становится «премьером-камикадзе» во главе молодых реформаторов, которые не справляются с ситуацией в период кризиса, значительного дефицита в бюджете и повышения налогов. Одиночество Путина на вершине власти: его соратники не принимают сохранение Медведева в структуре исполнительной власти (договаривались же на 4 года только!). Перспектива для А.Кудрина вскоре возглавить новое правительство технократов и спасти страну от финансовой катастрофы. Овации, все встают. Крики «браво», «бис»...
Сценарий №2 Слухмейкерство стало запредельным в результате объявления рокировки участников так называемого властного тандема: эксперты и полуофициальные лица начали конструировать будущую вертикаль власти, исходя из собственных представлений об этом. Старая площадь и Краснопресненская набережная в этот процесс мало вмешиваются, немало потешаясь над экспертным сообществом. Так, пророчат уход Набиуллиной, которой якобы надоело быть в министрах. Предсказывают приход на место министра образования Фурсенко ректора ВШЭ Кузьминова как компенсацию грядущей отставки нынешней министрессы экономразвития (напомним, Набиуллина и Кузьминов – муж и жена, и место министра, так сказать, «останется в семье»). Пророчат приход на пост главы кремлевской администрации Володина, интригующего против Суркова. Впрочем, вполне могут материализоваться страхи команд тандема относительно «цветных» революций (победы на выборах оппозиции). В игру может вступить с козырей пресловутый внешний фактор, крайне заинтересованный в природных ресурсах России, способных вывести мировую экономику из предсмертного состояния и крайне не заинтересованный в укреплении России. Необходимо серьезно воспринимать перспективу сговора США и арабских стран относительно одномоментного снижения цен на нефть, что приведет к сложностям в экономиках стран, зависимых от сырьевого сектора, в первую очередь, России. События в Северной Африке показывают, что США и их союзники по НАТО максимально оперативно убирают режимы, с которыми им сложно договориться, а значит, момент управляемого ценового кризиса близок. Запланированные партией власти победы на выборах станут большим подарком США и НАТО. Им теперь не нужно будет выдумывать (или даже создавать) глобальную наркоугрозу, а также поддерживать миф об активизации международной террористической сети – средства на «представительские расходы» спецслужб и военного ведомства можно будет тянуть из конгресса, не особенно напрягаясь, под лозунгом «Русские идут!».
Сценарий №3 Путину нужны «честные» парламентские выборы, т.к. потеря партией власти конституционного большинства предполагает предстоящий дележ стратегических комитетов с другими партиями. Кстати, коммунисты первыми сориентировались в ситуации, когда появился протестный потенциал избирателей, ранее голосовавших за партию власти. Руководство коммунистов будет активно работать с разочарованными, электоральными душами. Ослабление партии власти в Госдуме-2011 может вновь поднять вопрос о создании коалиционного парламентского кабинета министров, который придется возглавить Медведеву (ему Путин пост премьера уже обещал). А партийное правительство, если судить по новейшей российской истории, практически всегда имеет все свойства скоропортящегося продукта. Его раздирают внутренние противоречия, мешающие принимать непопулярные, но необходимые меры для нормализации финансовой и социальной обстановки. Несомненно, что именно лидер коммунистов, если ничего не изменится, будет основным конкурентом Путина на президентских выборах. Причем побеждать его придется убедительно и хотя бы с виду честно, а не как это сделал Б.Ельцин в 1996 г. во втором туре. В.Владимиров.
|