– Праздник позади, – сказал мне в минувший понедельник молодой коллега по «газетному цеху», – началась трудовая неделя. – Это какой же праздник? – «не понял» я. – Ведь как раз сегодня, 7 ноября, самый большой праздник: 94-я годовщина Великого Октября. – Ну… В общем-то, да, хотя ведь день этот сейчас – в календаре не «красный». Праздником стало 4 ноября… Для кого стало, а для кого осталось – 7-е! Историю невозможно переиначить ни по какому указу. И, кстати сказать, сама история за себя постоять умеет. Так, чтобы стереть у людей память о важнейшем событии XX века – Великой Октябрьской социалистической революции, нынешние власть имущие решили ввести новый праздник, якобы знаменующий изгнание из Москвы польских интервентов 4 ноября (по новому стилю) 1612 г. – в день Казанской Божией Матери. А история-то и посмеялась над политическими неучами! Как утверждают подлинные ученые, 4-го народные ополченцы под водительством Минина и Пожарского заняли лишь Китай-город, а окончательно Москва была освобождена от оккупантов именно 7-го, когда из Кремля были вынуждены выйти капитулировавшие поляки и изменники бояре… Да, 7 ноября теперь – официально не праздничный день. Но – лишь официально! Те же, кто сохранил в душе не только память, но и верность идеям, честь, совесть, рабочую гордость, те думают – не по указке правителей. Хотя на этот раз и вынуждены были, действительно, провести во Владимире праздничную демонстрацию и митинг на день раньше – в воскресение, чтобы на торжественное мероприятие смогла прийти молодежь. Что и произошло. Митингующих на Соборной площади областного центра представляли в основном две категории горожан: люди пожилого возраста и молодежь, которой на этот раз было особенно много. Граждан среднего возраста пришло совсем мало: по-видимому, потому, что запаса знаний у них нет, а двадцать лет промывания мозгов и повседневные заботы о выживании сделали свое дело: внушили им равнодушие. А вот у молодых людей, только вступающих в жизнь, наоборот, проявился интерес к недавнему прошлому, возникло естественное чувство недовольства тем, что в стране творится, пробудилось желание бороться за социальную справедливость. Достаточно было посмотреть: именно молодые ребята держали знамена и плакаты, раздавали агитматериалы, активно реагировали на слова выступавших с импровизированной трибуны перед памятником А.Рублеву. Следует отметить и то, что при всем уважении к ораторам из числа «старой гвардии», наиболее боевым, эмоциональным, зажигательным получилось выступление комсомольца А.Комина. Весьма и весьма знаменательный «штрих»! Впрочем, в какой-то мере (но до чего ж в искаженной форме!) в стране было отмечено и 7 ноября. В Москве и некоторых других городах прошли так называемые парады, посвященные… 70-летию парада на Красной площади. По давней журналистской привычке я провел «мини-опрос» встретившихся на улице горожан – в основном молодого и среднего возраста: – Что за парад в столице? – Как что? В честь парада 1941-го года. – Который тогда в честь чего проводился? – Не «в честь», а потому, что немцы уже под Москвой находились, и нужно было вдохновить народ на отпор им. – Значит, выходит, немцы были причиной того парада? Смотрят с недоумением. Мне же подыграл мужчина чуть помоложе меня: – Сынки! Постарайтесь для интереса вникнуть: нынешний парад в день 94-й годовщины Великого Октября проводился в честь 70-летия парада, состоявшегося в 1941-м году в честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, которая произошла в 1917-м году! Да, вот такая многоступенчатая конструкция истины получается! Хотя на нынешнем московском параде о действительной его – исторической – первопричине и намеком не говорилось. Более того, было все сделано для того, чтобы ни у кого из наблюдавших за происходящим на Красной площади по телевизору вообще никаких исторических ассоциаций не возникало. Так, я внимательно просмотрел телерепортажи по всем каналам, а затем – полностью – по Интернету. Об истинном поводе праздника – ни слова. Мне хотелось узнать, как поступят организаторы мероприятия с чисто «внешним обликом» исторической правды на этот раз. Снова исказят его – спрячут Мавзолей В.И. Ленина за фанерными щитами – или все-таки сохранят видимость объективности? Ведь в кадрах кинохроники военного лихолетья именно Мавзолей был символом советской страны, с его трибуны произнес свою призывную речь В.И.Сталин. Да и в преддверии нынешней годовщины в ряде газет рассказали, что в грозном 41-м накануне парада с Мавзолея сняли маскировку и расчехлили кремлевские звезды. Неужели же все опять «замаскируют»? От кого? От народа? Не узнал! Все телекамеры были установлены – со стороны Мавзолея или за ним. Не показали даже, где именно расположилось высшее руководство… Чуть было не написал: страны, но ни президента, ни премьера на параде не было, а улыбающийся мэр Москвы Собянин (видимо, самый старший по положению?) стоял – непонятно где. Весьма удивило присутствие на параде трехцветной символики: и в оформлении колонн, и на плакатах, но особенно – в виде знамен. Да, времена изменились, но ведь история-то – осталась! Можно представить, как воспринимали такие символы находившиеся на трибунах ветераны. И неужели даже в такой день нельзя было обойтись без пропагандистского примитивизма? …Кстати, заодно с вопросами о 7 ноября я спрашивал и о 4-м. Некоторые ответы буквально-таки умиляли! Например: – 4-го – День объединения! – Даже – объединения? Интересно, кого с кем? Олигархов с безработными? Будь так, вот это бы праздник получился!.. …Хотя разговор, собственно, не о праздниках: традиционных, отмененных, нововведенных, отмечаемых формально-казенно или же – вопреки всему. Речь – о нашей гражданской позиции, которая в немалой степени держится на знании истории и понимании того, что творится сейчас. А значит – вот она, сфера применения наших пропагандистских усилий! А.БУРЕЕВ.
|